Изменения:
Признано утратившим силу решением Думы Великого Новгорода № 745 от 21.10.1999
Российская Федерация
Новгородская городская Дума
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Е
от
06/26/1997
№
150
г. Новгород
Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Новгороде
В целях дальнейшего совершенствования бюджетной работы в городе и установления единого порядка составления, рассмотрения, утверждения и испол-нения городского бюджета Новгородская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемое Положение о бюджетном процессе в городе Новгороде.
2. Ввести настоящее решение в силу со дня его опубликования в газете "Новгород".
Мэр города
А.В.Корсунов
УТВЕРЖДЕНО
решением городской Думы
от 26.06.97 №150
П О Л О Ж Е Н И Е
о бюджетном процессе в городе Новгороде
Настоящее Положение определяет правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории города, полномочия органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению бюджета города, формированию и использованию внебюджетных фондов; обязанности органов местного самоуправления по отношению друг к другу в бюджетном процессе; закрепляет право города на получение доходов в бюджет, расходование средств бюджета.
Бюджет разрабатывается, утверждается и исполняется с учетом оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных направлений социально-экономического развития области в соответствии с федеральными и областными законами.
1. Общие положения
В настоящем положении используются следующие понятия:
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функции органов местного самоуправления.
Бюджетная система области - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность областного бюджета и бюджетов администра-тивно-территориальных образований области.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета горо-да. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих уровней и областного бюджета. Бюджет города Новгорода входит в консолидированный бюджет Новгородской области.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксиро-ванной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установ-ленном порядке поступают в бюджет города.
Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансированности дохо-дов и расходов поступают в бюджет города в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на соответствующий бюджетный год.
Дополнительные доходы - налоги и сборы, другие виды доходов, устанавли-ваемые самостоятельно городской Думой в соответствии с действующим законода-тельством.
Дотация - сумма, выделяемая из областного бюджета в случаях, если закреп-ленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета города Новгорода.
Субвенция- сумма, выделяемая на определенный срок из областного бюджета на конкретные цели для выравнивания социально-экономического разви-тия города.
Трансферт - сумма финансовой помощи из областного бюджета, определяе-мая в доле города в общей сумме финансовой помощи, получаемой областью из федерального бюджета.
Контингент дохода - сумма, взимаемого на территории города конкретного вида налога либо иного платежа.
Минимальный бюджет - расчетный объем доходов бюджета города , покры-вающих минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточ-ности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями, трансфертом и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти.
Минимальная бюджетная потребность - минимально необходимый объем расходов бюджета города, гарантируемый вышестоящим органом власти.
Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы - соответст-венно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально-культурными, жилищно-бытовыми и другими услугами.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Секвестр - пропорциональное снижение расходов (на 5, 10, 15 и т. д. процен-тов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени теку-щего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефи-цита или значительном снижении поступлений доходных источников бюджета, кроме защищенных статей.
Защищенные статьи расходов бюджета - статьи, не подлежащие секвестру, устанавливаемые городской Думой.
2. Бюджетное устройство
2.1. Бюджетное устройство основывается на единых принципах финансово-бюджетного планирования, финансирования социально-культурной и производст-венной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономичес-кого развития города, гласности и самостоятельности бюджета города, четкого разграничения функций между бюджетом города и областным бюджетом, равно-правия в бюджетной сфере.
2.2. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной инфор-мации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета области, согласованными принципами бюджетного процесса.
2.3. Гласность бюджетных отношений основывается на понятных и приемле-мых критериях определения финансовых нормативов, своевременном информиро-вании населения о бюджетном процессе в соответствии с требованиями бюджет-ного законодательства.
2.4. Принцип самостоятельности означает, что органы местного самоуправ-ления (Администрация города и городская Дума) обладают собственными источ-никами финансовых ресурсов, вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями и несут полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
2.5. Разграничение доходов и расходов между бюджетом города и областным бюджетом осуществляется в соответствии с кругом полномочий, закрепленных за ними.
2.6. В целях достижения сбалансированности бюджета городская Дума уста-навливает предельный размер дефицита бюджета.
Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется за счет выпуска муниципальных займов и кредитных ресурсов. Порядок и условия кредитования, выпуска и размещения муниципальных займов определяет городская Дума.
2.7. Составление и исполнение бюджета является функцией Администрации города, утверждение и контроль исполнения бюджета - городской Думы.
3. Бюджетное регулирование
3.1. Бюджетное регулирование осуществляется в соответствии с законода-тельными актами Российской Федерации и областными законами.
Уровень закрепленных доходов бюджета должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета, а при отсутствии такой воз-можности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов- не менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций субвенций и трансферта.
Закрепление доходов производится областной Думой ежегодно при утверж-дении областного бюджета.
3.2. Обоснование решения по регулированию доходной части бюджета осуществляется на основе расчета:
а) налогового потенциала территории, определяемого исходя из фактических поступлений налогов и других доходов в базовом году и прогноза изменения поступлений в планируемом бюджетном периоде;
б) величины минимальной бюджетной потребности территории в плани-руемом периоде.
3.3.Единая методика расчета минимального бюджета разрабатывается на основе учета объективных факторов и показателей:
а) перечень основных социальных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и гарантируемых жителям всей области независимо от проживания, а также распределение соответствующих бюджетных расходов по уровням бюджетной системы;
б) сложившийся среднестатистический уровень обеспечения населения объектами инженерно-технической и социальной инфраструктуры на территории города и возможности его изменения в прогнозируемом периоде за счет различных источников;
в) единые либо групповые для города минимальные финансовые нормативы по отраслям бюджетных расходов;
г) численность, социальная, половозрастная структура населения;
д) величина, тип населения, административно-территориальное значение;
е) другие факторы.
Для города в целом закладывается единый уровень обеспечения минимальной бюджетной потребности.
3.4. В условиях дефицита и необеспеченности финансовыми источниками текущего бюджета расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования рассматриваются пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в случае невозможности обеспечения без них нормальной изнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных источников.
3.5. Дотации и трансферт используются в случае недостаточности собственных финансовых ресурсов для финансирования минимального бюджета текущих расходов.
3.6. Субвенции направляются на инвестиционные проекты и целевые программы, прошедшие экспертизу и получившие одобрение Администрации города. Положение об условиях и порядке предоставления и рассмотрения инвестиционных проектов и программ утверждается городской Думой, которая осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств на основе представления получателем субвенций отчетности в установленном порядке.
3.7. Инвестиционные субвенции включаются в бюджет развития города.
4. Резервный фонд Администрации города
Для финансирования мероприятий, направленных на регулирование непредвиденных экономических ситуаций в составе бюджета города формируется резервный фонд, отчисления в который производятся в определенной доле от фактически поступивших доходов бюджета города, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Размер отчислений устанавливается ежегодно городской Думой при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Расходование средств резервного фонда осуществляется Администрацией города на основе Положения, утвержденного городской Думой.
5. Порядок составления и представления проекта бюджета
5.1. Решение о начале работы над составлением проекта городского бюджета принимает Мэр города за четыре месяца до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Администрация города организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
5.2. В течение первых двух месяцев составляются прогноз социально-эконо-мического развития города, баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления финансовой и бюджетной политики, уточняется перечень целевых программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этого управление финансов Администрации города разрабатывает методику формирова-ния бюджета города на предстоящий год в соответствии с настоящим Положе-нием, осуществляет расчеты и обоснование нормативов отчислений от регулирую-щих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов.
5.3. При формировании проекта бюджета Администрация города вправе фор-мировать централизованные фонды при комитетах, управлениях для приобретения дорогостоящего оборудования, крупных поставок лекарственных препаратов, приобретения учебной литературы, учебно-наглядных пособий, финансирования капитального ремонта зданий.
5.4. При определении нормативов отчислений от регулирующих налогов, сумм
субвенций,
дотаций, трансфертов не учитываются
местные налоги, установ-ленные городской Думой на территории города, являющиеся дополнительными источниками доходов бюджета города.
5.5. В течение последующих двух месяцев управлением финансов Админист-рации города ведется детальная проработка, согласование показателей социально-экономического развития и расчетов по проекту бюджета с комитетом финансов области.
5.6. Проект бюджета города представляется городской Думе не позднее, чем за два месяца до начала соответствующего финансового года с расшифровкой по разделам, главам и укрупненным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Расходы по капитальным вложениям расшифровываются по укрупненным объектам.
5.7. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджета города Администрация города представляет в Администрацию области расчеты для обоснования необходимых размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
5.8. Администрация города вправе вносить свои предложения по измене-нию и уточнению проектируемых Администрацией области показателей проекта бюджета.
Рассмотрение этих предложений первоначально производится в Администра-ции области. В случае их отклонения (полностью или частично) Администрация города обязана составить протокол об имеющихся разногласиях. Протокол должен содержать обоснование предложений и обоснование отказа.
5.9. Мэр города, не позднее чем за месяц до начала нового финансового года, представляет для рассмотрения в городскую Думу бюджетное послание.
Бюджетное послание должно включать:
а) прогноз основных показателей социально-экономического развития, баланс финансовых ресурсов, сведения о государственных доходах города, обоснования и расчеты по целевым программам, нормативы отчислений от регулирующих доходов, суммы дотаций, субвенций и трансфертов по основным разделам, главам и статьям бюджета города;
б) проект решения городской Думы "О бюджете города" и приложения к нему:
приложение 1. Проект бюджета города;
приложение 2. Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирова-ния и защищенных статей;
приложение 3. Капитальные вложения с расшифровкой по укрупненным объектам.
6. Порядок рассмотрения и утверждение проекта бюджета
6.1. Бюджетное послание Мэра города направляется на рассмотрение в городскую Думу. Депутаты городской Думы в течение 15 дней рассматривают послание и направляют свои замечания и предложения в Администрацию города.
Предметом рассмотрения городской Думы являются основные характерис-тики бюджета:
объем доходов бюджета;
объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития;
превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;
оборотная кассовая наличность;
дотации, субвенции и трансферт.
6.2. Городская Дума рассматривает проект бюджета в двух чтениях.
Первое чтение проекта городского бюджета проводится не позднее чем за один месяц до начала нового финансового года.
При первом чтении перед обсуждением слово для доклада предоставляется Мэру города (его представителю).
По итогам обсуждения городская Дума принимает одно из следующих решений:
"Принять проект городского бюджета и его основные характеристики за основу". При этом городская Дума поручает Администрации города подготовить проект ко второму чтению, устанавливает предельный срок внесения письменных поправок и назначает дату рассмотрения проекта бюджета во втором чтении;
"Принять проект городского бюджета и его основные характеристики в первом чтении и направить в Администрацию города для доработки с учетом высказанных предложений и замечаний". При этом городская Дума устанавливает предельный срок внесения предложений и замечаний и определяет дату рассмотре-ния проекта бюджета во втором чтении;
"Отклонить проект городского бюджета и его основные характеристики". При этом устанавливается срок для представления нового варианта проекта бюджета на рассмотрение в первом чтении. Новый вариант проекта бюджета направляется в городскую Думу и рассматривается в порядке, установленном настоящим Поло-жением.
До принятия проекта бюджета в первом чтении Администрация города может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения и информировать о них депутатов городской Думы.
6.3. Во втором чтении проект должен быть внесен на постатейное обсуж-дение. Постатейное обсуждение и утверждение может проводиться по статьям, раз-делам, частям проекта бюджета.
Если проект городского бюджета принят в первом чтении, то перед поста-тейным обсуждением его во втором чтении председательствующий ставит на голосование принятие доработанного проекта с учетом замечаний проекта "за основу".
Постатейное обсуждение состоит из доклада Мэра города о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их вклю-чения в проект или отклонения, выступлений депутатов городской Думы.
Обсуждение доходной и расходной частей бюджета проводится отдельно по видам доходов с рассмотрением нормативов отчислений от регулирующих доходов, а также по разделам, главам и укрупненным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
6.4. В случае отклонения одной из статей городского бюджета Адми-нистрация города обязана в трехдневный срок внести изменения в отдельные статьи проекта бюджета в рамках основных характеристик бюджета с обяза-тельным представлением информации об этом в городскую Думу.
При постатейном обсуждении городского бюджета председательствующий ставит на голосование все поправки депутатов и Мэра города как учтенные, так и неучтенные, если автор поправок не заявит иного.
При утверждении бюджета принимается решение городской Думы в порядке, установленном регламентом городской Думы.
После постатейного обсуждения, проведения проверки на отсутствие проти-воречий, проект решения о городском бюджете представляется в городскую Думу для принятия в целом.
Текст принятого решения о городском бюджете с приложениями направляет-ся на подписание Мэру города в порядке, установленном регламентом городской Думы.
6.5.В случае
несвоеврменного утверждения бюджета
Администрация города имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема городского бюджета предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения расходов городской Думой. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованный Администрацией города по неутвержденным расходам не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данным расходам за предыдущий финансовый год.
7. Порядок исполнения и внесения изменений в бюджет
7.1. После утверждения городского бюджета Администрация города осущес-твляет его поквартальную разбивку и доводит ее до сведения городской Думы.
Администрация города в случаях, когда при исполнении бюджета фактичес-кий дефицит бюджета превышает предельную величину или происходит значитель-ное снижение поступлений доходных источников, по согласованию с городской Думой может вводить механизм секвестра расходов (кроме защищенных статей).
Перечень защищенных статей городского бюджета утверждает городская Дума.
7.2. В ходе исполнения бюджета потери в доходах, дополнительные расходы компенсируются из вышестоящего бюджета исключительно в тех случаях, когда они вызваны изменениями действующего законодательства или решением вышестоящего органа власти.
При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств городского бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года и неизрасходованный к моменту принятия указанного решения.
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
7.3. Городская Дума утверждает в составе бюджета сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
7.4. В ходе исполнения городского бюджета Администрация города вправе принять решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классифи-кации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходова-ния средств, кроме заработной платы.
Распорядители кредитов вправе в процессе исполнения бюджета вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям расходов бюджетной классификации, кроме заработной платы.
В случаях, когда при максимальной мобилизации собственных источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, Администрация города вправе обратиться за ссудой в банк или вышестоящий бюджет.
Администрация города, получив ссуду, обеспечивает ее погашение в строго установленные сроки и использует по назначению.
В случае возникновения финансовых затруднений, из-за которых не представ-ляется возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, Адми-нистрация города вправе обратиться о перенесении сроков ее погашения, а также списании в установленном порядке.
7.5. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополни-тельных доходов или экономии в расходах, зачисляются в городской бюджет, изьятию не подлежат и используются по усмотрению Администрации города с последующим утверждением городской Думой в установленные сроки.
7.6. Городская Дума по представлению Мэра города в течение года вносит необходимые уточнения в городской бюджет.
При принятии решения об утверждении городского бюджета городская Дума вправе разрешить Администрации города в случаях, вызванных необходимостью срочного внесения изменений в городской бюджет, вносить соответствующие изменения с последующим их утверждением городской Думой в установленные ею сроки.
8. Организация контроля бюджетного процесса
8.1. Контроль за формированием и исполнением городского бюджета осущес-твляет городская Дума.
Контроль бюджетного процесса в городе осуществляется:
на этапе составления и представления бюджета в городскую Думу - в форме его рассмотрения, обсуждения и утверждения;
на этапе исполнения - в форме анализа, проверки отчетов об исполнении бюджета соответствующего года.
8.2. Администрация города обязана ежеквартально представлять в городскую Думу информацию о ходе исполнения городского бюджета.
Для обеспечения полноты и своевременности поступления финансовых ресурсов в доходную часть бюджета осуществляется контроль налоговых поступ-лений на основе информации, представляемой городской Думе Государственной налоговой инспекцией по городу Новгороду.
Администрация города обязана осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями
ассигнований,
выделенных им из городского бюджета.
8.3. Администрация города обязана представить городской Думе отчеты об исполнении городского бюджета за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года, не позднее двух недель после окончания установленного срока представления отчетов в комитет финансов области.
Отчеты об исполнении городского бюджета, бюджета внебюджетного фонда составляются Администрацией города, органами управления внебюджетных фон-дов в соответствии с Положениями об этих фондах.
Отчеты об исполнении бюджета должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов, утвержденным городской Думой, с пояснитель-ной запиской о полученных доходах и расходовании средств.
Отчеты об исполнении городского бюджета и бюджета внебюджетного фонда рассматриваются городской Думой, которая по результатам рассмотрения принима-ет решение об их утверждении или отклонении.
9. Взаимоотношения с областными органами власти
9.1. Новгородская городская Дума вправе обратиться в областную Думу с законодательной инициативой по подготовке законопроекта об областном бюджете на соответствующий бюджетный год или корректировке отдельных статей проек-тов областных законов по бюджетным вопросам.
9.2. Городская Дума, Администрация города отстаивают в органах государст-венной власти области бюджетные права города в процессе формирования консо-лидированного бюджета города, обоснования доходов и расходов бюджета города, а также выполнения обязательств областного бюджета по отношению к бюджету города.
Администрация города принимает меры по возмещению из областного бюд-жета уменьшения доходов или увеличения расходов городского бюджета, обуслов-ленных решениями федеральных и областных органов власти в процессе исполне-ния бюджета.
_____________
Документ подписан и не подлежит изменению
Утратил силу в связи с принятием Решения Новгородской городской Думы от 21.10.1999 N 745