П О Л О Ж Е Н И Е
о бюджетном процессе в Великом Новгороде

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основы бюджетного процесса в Великом Новгороде.
1.2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета и внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджет города – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджета города.
Доходы бюджета города – денежные средства, поступающие в безвоз-
мездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным законода-
тельством в распоряжение органов местного самоуправления.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными и областными законами устанавли-
ваются нормативы отчислений (в процентах) в бюджет города.

Расходы бюджета города – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету города из областного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету города из областного бюджета или из бюджета города юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету города из областного бюджета или из бюджета города юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований – денежные средства, образуемые в областном бюджете для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.
Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между прямыми получателями бюджетных средств, и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью главному распорядителю или получателю бюджетных средств.
1.3. Бюджетный процесс в Великом Новгороде основывается на соблюдении следующих основных принципов бюджетной системы Российской Федерации:
самостоятельности;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
гласности.
Принцип самостоятельности означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип гласности означает открытость для населения города информации об утвержденном бюджете и его исполнении.
1.4. Участниками бюджетного процесса в городе являются:
Новгородская городская Дума;
Администрация Великого Новгорода;
кредитные организации;
органы муниципального финансового контроля;
главные распорядители и получатели средств бюджета города;
иные органы, на которые возложены бюджетные и налоговые полномочия.
1.5. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса:
Новгородская городская Дума принимает нормативные акты по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; рассматривает и утверждает бюджет города и отчет о его исполнении, отчет о направлении средств резервного фонда бюджета города, отчет о поступлении и использо-
вании средств внебюджетных фондов Администрации города; осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Администрация города осуществляет составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение городской Думы, исполнение бюджета; представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение городской Думы; осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Органом, обладающим бюджетными полномочиями, выполняющим функции обслуживания бюджета города и управления средствами бюджета, является комитет экономики и финансов Администрации города.
Кредитные организации обслуживают счета бюджета, осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. Кредитная организация, уполномоченная обслуживать единый счет бюджета города, определяется в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Органами муниципального финансового контроля являются комитет экономики и финансов, контрольно-ревизионный отдел Администрации города, иные органы, образуемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы муниципального финан-
сового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета города.

Главные распорядители бюджетных средств распределяют средства бюджета города по подведомственным получателям бюджетных средств, утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, несут ответственность за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств.
Получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения или иные организации) имеют право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
1.6. Основными этапами бюджетного процесса в городе являются:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
контроль за исполнением бюджета.

II. Составление проекта бюджета города
2.1. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
2.2. Организация работы по составлению проекта бюджета осуществ-
ляется в соответствии с постановлением (распоряжением) Администрации города, которое принимается за 5 месяцев до начала соответствующего финансового года. Этим постановлением (распоряжением) утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета,устанавли-
ваются конкретные сроки и ответственные исполнители.

2.3. В течение месяца со дня принятия постановления (распоряжения) о составлении проекта бюджета разрабатываются:
основные направления социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу;
прогноз социально-экономического развития города на планируемый год;
прогноз баланса финансовых ресурсов города на планируемый год;
основные направления финансовой политики Администрации города на планируемый год;
методические указания по разработке проекта бюджета для главных распорядителей бюджетных средств;
перечень целевых программ и объектов капитального строительства, подлежащих финансированию из бюджета города.
2.4. За 3 месяца до начала соответствующего финансового года завер-
шается работа по анализу и обобщению заявок главных распорядителей бюджетных средств и других бюджетополучателей на бюджетное финансирование, составляется свод прогнозируемых объемов платных услуг, проводятся согласования прогнозируемого объема расходов по отдельным отраслям городского хозяйства и социально-культурной сферы с главными распорядителями бюджетных средств. Несогласованные вопросы по проекту бюджета оформляются соответствующими протоколами разногласий.

2.5. Согласование показателей межбюджетных отношений с областным бюджетом (нормативов отчислений от регулирующих доходов, доли в фонде финансовой поддержки муниципальных образований, размеров возможных дотаций, субвенций, субсидий и т.д.) производится в порядке и в сроки, установленные Администрацией Новгородской области.
2.6. Проект бюджета города составляется и представляется на рассмот-
рение коллегии Администрации города з
а 2 месяца до начала соответст-
вующего финансового года.

Формирование проекта бюджета по доходам осуществляется с учетом:
изменений налогового законодательства;
налогового потенциала города;
индексов – дефляторов, разработанных Министерством экономики Российской Федерации;
темпов роста доходов бюджета города за ряд лет;
проектируемых нормативов отчислений от регулирующих доходов;
предоставления налоговых льгот отдельным категориям налого-
плательщиков;

имеющейся недоимки по платежам в бюджет города;
других факторов.
Формирование проекта бюджета по расходам осуществляется на основе единой методики с учетом:
производственных показателей по сети, штатам и контингентам и возможным их изменением;
объемов муниципальных услуг, предоставляемых населению;
норм и нормативов бюджетного планирования по отдельным отраслям социально-культурной и производственной сферы;
исполнения бюджета по расходам за ряд лет и ожидаемого исполнения за текущий год;
других факторов.
В проекте бюджета расходы подразделяются на текущие и капитальные.

III. Рассмотрение и утверждение бюджета города
3.1. Не позднее чем за 1 месяц до начала соответствующего финансового года Администрация города представляет депутатам городской Думы следующие документы:
прогноз социально-экономического развития города;
основные направления финансовой политики;
проект решения городской Думы о бюджете;
проект бюджета города по доходам и расходам в соответствии с действующей бюджетной классификацией;
расчеты и обоснования по отдельным статьям доходов и расходов;
другие материалы.
3.2. Городская Дума рассматривает проект решения о бюджете города на очередной финансовый год в одном или двух чтениях.
В течение 5 дней со дня внесения проекта бюджета на рассмотрение депутаты городской Думы дают заключение о порядке рассмотрения и утверждения бюджета города.
В случае, если представленные Администрацией города документы и материалы отвечают предъявляемым к ним требованиям, и у депутатов городской Думы отсутствуют принципиальные замечания по проекту бюджета, может быть назначено рассмотрение бюджета в одном чтении.
В случае недостатка информации для детального рассмотрения проекта бюджета назначается рассмотрение бюджета в двух чтениях.
3.3. Городская Дума рассматривает проект бюджета в первом чтении в течение 10 дней со дня его внесения на рассмотрение.
Предметом первого чтения являются:
концепция и прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год;
основные характеристики бюджета (доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов; дефицит (профицит) и общий объем расходов бюджета).
Проект бюджета может быть утвержден в первом чтении либо возвращен Администрации города на доработку.
В течение 5 дней вырабатываются согласованные решения городской Думы и Администрации и проект повторно вносится на рассмотрение городской Думы.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта решения о бюджете принимается решение городской Думы о принятии в первом чтении проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках бюджета города.
3.4. Городская Дума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 10 дней со дня его принятия в первом чтении.
При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждаются расходы бюджета города по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета, а также ведомственная структура расходов бюджета в разрезе бюджетополучателей.
В ходе рассмотрения и утверждения расходов могут быть внесены поправки в пределах общей суммы расходов.
3.5. Окончательное решение городской Думы о бюджете города принимается до начала очередного финансового года.
В исключительных случаях (изменения законодательства, непринятия областного закона об областном бюджете, недоведения городу нормативов отчислений от регулирующих доходов и т.п.) срок утверждения бюджета может быть перенесен на I квартал планируемого финансового года.
3.6. Если решение о бюджете не вступило в силу с начала финансового года:
комитет экономики и финансов Администрации города вправе осуществлять расходование бюджетных средств в размере не более одной двенадцатой ассигнований предыдущего года в расчете на месяц по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета;
комитет экономики и финансов Администрации города вправе не финансировать расходы, не предусмотренные проектом решения о бюджете на очередной финансовый год;
нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты других уровней бюджетной системы, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяемые решением о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определены решением о бюджете на предыдущий финансовый год;
комитет экономики и финансов не имеет права предоставлять бюджетные средства на возвратной основе, а также формировать резервный фонд бюджета города и осуществлять расходы из этого фонда.

IV. Внесение изменений и дополнений в решение о бюджете города
4.1. Уточнение бюджета города, пересмотр утвержденных ассигнований и состава финансируемых программ происходят путем принятия решения городской Думы о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете города.
Основаниями для представления Администрацией города на утвержде-
ние городской Думы проекта решения об уточнении бюджета города являются:

изменение бюджетного законодательства;
изменение утвержденных программ и планов развития экономики после принятия решения о бюджете;
невыполнение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) утвержденного плана доходов, следствием чего может явиться невыполнение доходной части бюджета в целом за год;
превышение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) доходов запланированного уровня при необходимости финансиро-
вания расходов, не включенных в первоначально утвержденный бюджет;

проведение безденежного зачетного финансирования.
Администрация города при внесении в городскую Думу проекта решения об уточнении бюджета обеспечивает объяснение причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в решение о бюджете города.
4.2. В отдельных случаях, когда необходимо срочно внести изменения в бюджет, Администрация города производит соответствующие уточнения без изменения основных параметров бюджета с последующим обязательным утверждением данных уточнений городской Думой.
4.3. Изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города могут быть внесены на основании соответствующих постановлений (распоряжений) Администрации города.
4.4. В ходе исполнения бюджета комитет экономики и финансов Администрации города вправе вносить изменения в поквартальное распределение доходов и расходов.

V. Исполнение бюджета города
5.1. Исполнение бюджета осуществляется комитетом экономики и финансов в соответствии с решением городской Думы на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и финансирование прямых получателей бюджетных средств с единого счета бюджета города.
5.2. В двухнедельный срок со дня принятия решения о бюджете комитет экономики и финансов устанавливает порядок поквартального исполнения бюджета.
5.3. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по видам расходов бюджетной классификации на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета с поквартальной разбивкой и представляется в комитет экономики и финансов в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
В случае непредставления бюджетной росписи в установленный срок финансирование главного распорядителя бюджетных средств может быть приостановлено.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств комитет экономики и финансов составляет сводную бюджетную роспись:
в течение 15 дней после утверждения бюджета – по доходам и по ведомственной классификации расходов;
в течение одного месяца после утверждения бюджета – по функциональной и экономической классификациям расходов.
5.4. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
5.5. Основными этапами исполнения бюджета по расходам являются:
составление и утверждение бюджетной росписи;
доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
утверждение смет доходов и расходов главным распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
финансирование расходов, предусмотренных бюджетной росписью.
5.6. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи комитет экономики и финансов доводит показатели росписи до всех прямых получателей бюджетных средств.
Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
Комитет экономики и финансов и главные распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 10 дней со дня принятия решения об их изменении.
5.7. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме, согласованной с комитетом экономики и финансов. В течение 5 дней со дня представления главный распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается в комитет экономики и финансов.
5.8. Финансирование расходов производится в пределах фактического поступления доходов в бюджет города.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов, может быть принято решение о введении режима сокращения расходов бюджета.
5.9. На любом этапе исполнения бюджета может быть осуществлена блокировка расходов бюджета.
Блокировке могут быть подвергнуты:
расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными решением о бюджете, в случае, если условия оказались невыполненными;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
5.10. Комитет экономики и финансов вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов. До главных распорядителей бюджетных средств доводятся уведомления о перемещении бюджетных ассигнований.
5.11. Финансирование расходов может производиться путем проведения зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств.
Порядок проведения зачетов по задолженности юридических и физических лиц в бюджет города при установлении обязательств между ними и бюджетными организациями утверждается решением городской Думы.
5.12. В расходной части бюджета предусматривается создание резервного фонда бюджета города для финансирования непредвиденных расходов, возникающих в ходе исполнения бюджета.
Порядок формирования и направления использования средств резервного фонда определяются Положением о резервном фонде бюджета города, утверждаемым решением городской Думы.
Для решения определенных задач общегородского значения в бюджете города могут быть предусмотрены резервные фонды специального назначения.
Расходование резервных фондов осуществляется на основании постановлений (распоряжений) Администрации города.
5.13. Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Бюджетный учет организуется комитетом экономики и финансов Администрации города.
5.14. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, месячной, полугодовой, девятимесячной и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются комитетом экономики и финансов Администрации города.
В установленном порядке Администрация города представляет в городскую Думу ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению городской Думой.
5.15. Финансовый год завершается 31 декабря.
После завершения операций по исполнению бюджета остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств.
Свободные остатки бюджетных средств изъятию не подлежат и могут направляться на дополнительные расходы на основании постановлений (распоряжений) Администрации города.

VI. Муниципальный финансовый контроль
6.1. Городская Дума осуществляет следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета города;
последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета города.
Администрация города обязана представлять в городскую Думу всю информацию, необходимую для осуществления контроля.
6.2. Комитет экономики и финансов Администрации города осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.
6.3. Комитет экономики и финансов и контрольно-ревизионный отдел Администрации города организуют проверки и ревизии юридических лиц, получающих бюджетные средства в любых формах.
6.4. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств бюджето-
получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления установленной отчетности.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

VII. Заключительные положения
7.1. Соблюдение настоящего Положения является обязательным для всех участников бюджетного процесса в Великом Новгороде.
7.2. В Положение о бюджетном процессе могут быть внесены изменения и уточнения в связи с изменением бюджетного законодательства Российской Федерации.
_________________

Документ подписан и не подлежит изменению