Дата рассмотрения Думой Великого Новгорода:
03/28/2025
Внесено Администрацией Великого Новгорода
Проект №
30003588
Российская Федерация
Дума Великого Новгорода
Р Е Ш Е Н И Е
О внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород
Дума Великого Новгорода
РЕШИЛА:
1. Внести в
Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 № 603 (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 25.10.2023 № 30, от 28.11.2023 № 57, от 23.04.2024 № 149, 25.10.2024 № 232), следующие изменения:
1.1. Абзац второй пункта 1.2 изложить в следующей редакции:
«соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность;»;
1.2. Абзац седьмой пункта 1.7 изложить в следующей редакции:
«оформлять акты контрольных (надзорных) мероприятий, при необходимости выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране земель (далее - также предписание)»;
1.3. Пункт 1.9 исключить;
1.4. Дополнить разделом 2 следующего содержания:
«2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении муниципального
земельного контроля
2.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риски причинения вреда (ущерба)), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального земельного контроля земельные участки подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.
2.3. Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с
Критериями
отнесения используемых физическими и юридическими лицами земельных участков, правообладателями которых они являются, к категориям рисков при осуществлении муниципального земельного контроля, определенными в приложении 1
к настоящему Положению.
Отнесение земельных участков к категориям риска, а также изменение категории риска, к которой ранее были отнесены земельные участки, осуществляется решением органа муниципального земельного контроля, принимаемым по форме, утвержденной правовым актом органа муниципального земельного контроля.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к определенным категориям риска такие земельные участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения, получаемые при проведении должностными лицами органа муниципального земельного контроля контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами;
сведения, содержащиеся в архиве Администрации Великого Новгорода;
сведения, полученные при мониторинге публичной кадастровой карты;
2.4. Должностными лицами органа муниципального земельного контроля ведется перечень земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечень земельных участков). Включение земельных участков в перечень земельных участков осуществляется на основе решения об отнесении земельных участков к категориям риска.
Перечень земельных участков содержит следующую информацию:
кадастровый номер земельного участка при его наличии, адрес местоположения земельного участка;
присвоенная категория риска;
реквизиты решения об отнесении земельного участка к категории риска, а также сведения, на основании которых было принято соответствующее решение.
На официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация, содержащаяся в перечне земельных участков, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
2.5. По запросу правообладателя земельного участка орган муниципального земельного контроля в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом, предоставляет ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
Контролируемые лица вправе подать в орган муниципального земельного контроля заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска с приложением заключения кадастрового инженера о соответствии фактического положения границ землепользования границам, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, выданное после выполнения работ по выносу точек в натуру.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия орган муниципального земельного контроля разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта муниципального земельного контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.7.
Индикаторы
риска нарушения обязательных требований
определены в приложении 2 к настоящему Положению.»;
1.5. Пункт 3.2. дополнить абзацем следующего содержания:
«По результатам проведения профилактических мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.»;
1.6. Пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. Орган муниципального земельного контроля осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных
пунктами 1
-
3
,
5
, 6, 8 -
10
,
14
,
16 части 3 статьи 46
Федерального закона, на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.»;
1.7.
Абзац второй пункта 3.5 изложить в следующей редакции:
«Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.»;
1.8. Пункт 3.7 изложить в следующей редакции:
«3.7. Профилактический визит проводится должностными лицами органа муниципального земельного контроля в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к принадлежащим ему земельным участкам, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении земельных участков, исходя из их отнесения к соответствующим категориям риска, а должностные лица органа муниципального земельного контроля осуществляют ознакомление с земельными участками, сбор сведений, необходимых для отнесения их к категориям риска, и проводят оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им земельных участков, отнесенных к средней и умеренной категориям риска, с учетом периодичности, определенной в соответствии со статьей 25 Федерального закона;
В рамках обязательного профилактического визита должностными лицами органа муниципального земельного контроля при необходимости проводятся осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование.
В рамках профилактического визита по инициативе контролируемого лица должностные лица органа муниципального земельного контроля могут провести инструментальное обследование только при согласии контролируемого лица.
Должностными лицами органа муниципального земельного контроля по окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита, по итогам проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица
-
отчет о проведении профилактического визита, формы которых утверждаются правовым актом органа муниципального земельного контроля.";
1.9. Абзац второй пункта 4.1 изложить в следующей редакции:
"По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается";
1.10. Абзац шестой пункта 5.3 изложить в следующей редакции:
«Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в орган муниципального земельного контроля, а также период с момента направления контролируемому лицу информации органа муниципального земельного контроля о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля документах и (или) полученным при осуществлении муниципального земельного контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в орган муниципального земельного контроля исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.»;
1.11. Дополнить пункт 5.5 абзацем следующего содержания:
«решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.»;
1.12. В пункте 5.6:
1.12.1. Абзац шестой исключить;
1.12.2. Абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«По результатам проведения выездного обследования не может быть принято решение, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона.»;
1.13. Абзац второй пункта 5.8 исключить.
1.14. В абзаце втором пункта 5.9 слова «предписание об устранении выявленных нарушений (далее — предписание) с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» заменить словами «предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения»;
1.15. В абзаце втором пункта 5.10 слова «на основании ходатайства лица, которому выдано предписание,» исключить;
1.16. Абзац шестой пункта 6.2 изложить в следующей редакции:
«Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.»;
1.17.
Пункт 8.2 изложить в следующей редакции
:
8.2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности органа муниципального земельного контроля входят:
ключевые показатели муниципального земельного контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и уровень устранения риска причинения вреда (ущерба). Ключевые показатели муниципального земельного контроля и их целевые значения приведены в приложении 3 к настоящему Положению;
индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Индикативные показатели для муниципального земельного контроля приведены в приложении 4 к настоящему Положению.»;
1.18. Дополнить приложением 1 следующего содержания:
«Приложение 1
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Критерии отнесения используемых физическими и юридическими
лицами земельных участков, правообладателями которых они
являются, к определенной категории риска при осуществлении
муниципального земельного контроля
С учетом оценки тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям земельные участки разделяются на группы тяжести
:
"А" и "Б".
1.
К группе тяжести "А" относятся граничащие с земельными участками общего пользования (парками, скверами, местами отдыха и досуга граждан) земельные участки, находящиеся в частной собственности или аренде у контролируемых лиц, за исключением земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
2. К группе тяжести "Б" относятся земельные участки, граничащие с земельными участками общего пользования, занимаемыми автомобильными дорогами и находящимися в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород, используемые в целях осуществления деятельности, указанной в определенном Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, описании вида разрешенного использования земельного участка "2.1 Для индивидуального жилищного строительства".
С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, земельные участки разделяются две группы вероятности
:
"1" и "2".
1. К группе вероятности "1" относятся земельные участки, при мониторинге которых согласно данным публичной кадастровой карты и геоинформационной системы Администрации Великого Новгорода имеются расхождения местоположения фактических границ земельных участков относительно местоположения границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);
2. К группе вероятности "2" относятся земельные участки, при мониторинге которых не выявлено расхождение местоположения фактических границ земельных участков относительно местоположения границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
Отнесение земельного участка к определенной категории риска осуществляется путем сопоставления его характеристик
с группами тяжести и группами вероятности согласно таблице:
Категория риска
Группа тяжести
Группа вероятности
Средний риск
А
1
Умеренный риск
Б
1
Низкий риск
А
Б
2
2
Отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенного обязательного профилактического визита, является основанием для отнесения земельного участка к категории низкого риска.
1.19. Приложение изложить в следующей редакции:
«Приложение 2
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Индикаторы риска нарушения обязательных требований
1. Нахождение в собственности, аренде или на ином законном основании у физического или юридического лица земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, подтвержденное сведениями ЕГРН и (или) сведениями, имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления Великого Новгорода, при одновременном наличии следующих условий:
земельный участок находится в собственности, аренде или на ином законном основании более трех лет;
согласно сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке не расположены здания, строения, сооружения;
правообладателем земельного участка не получено разрешение на строительство или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
2. Нахождение в собственности, аренде или на ином законном основании у физического или юридического лица земельного участка, подтвержденное сведениями ЕГРН и (или) сведениями, имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления Великого Новгорода, при наличии одновременно следующих условий:
согласно сведениям публичной кадастровой карты на таком земельном участке расположены здания, строения, сооружения;
наличие в средствах массовой информации, в сети "Интернет" информации, в том числе рекламного характера, об осуществлении на месте нахождения земельного участка иной деятельности, не предусмотренной видами разрешенного использования, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
3. Наличие признаков, свидетельствующих о размещении на земельных участках, сведения о правах на которые отсутствуют в ЕГРН или архивах органов местного самоуправления Великого Новгорода, или землях, государственная собственность на которые не разграничена, зданий, строений, сооружений, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности или ином законном основании.
4. Наличие признаков, свидетельствующих об отклонении местоположения характерной точки границы земельного участка относительно местоположения границы земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, на величину, превышающую значения точности (средней квадратической погрешности) определения координат характерных точек границ земельных участков, установленном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.».
1.20. Дополнить приложением 3 следующего содержания:
«Приложение 3
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Ключевые показатели муниципального земельного контроля
и их целевые значения
Ключевой показатель муниципального земельного контроля (далее - ключевой показатель) рассчитывается по формуле:
где:
КП - ключевой показатель, %;
A - общая площадь объектов муниципального земельного контроля, на которых в отчетном периоде выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства, кв. м;
B - общая площадь объектов муниципального земельного контроля, на которых в отчетном периоде устранены нарушения обязательных требований земельного законодательства, кв. м.
Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год.
Для отслеживания динамики изменения показателя уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области земельных отношений базовым целевым значением признается значение ключевого показателя за 2023 год, которое составляет 65 %.
Целевое значение прогнозного ключевого показателя на 2025 год определяется по формуле:
ПКП = КП
б
+ 1 %,
где:
ПКП - целевое значение прогнозного ключевого показателя, %;
КП
б
- базовое целевое значение ключевого показателя, %.
Целевое значение прогнозного ключевого показателя на последующие годы определяется по формуле:
ПКП = КП
N
+ 1 %,
где:
ПКП - целевое значение прогнозного ключевого показателя на отчетный год, %;
КП
N
- целевое значение ключевого показателя за предшествующий год, %.»;
1.21. Дополнить приложением 4 следующего содержания:
«Приложение 4
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Индикативные показатели
для муниципального земельного контроля
1) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период со взаимодействием с контролируемыми лицами;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта муниципального земельного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
3) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период со взаимодействием с контролируемыми лицами, по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период без взаимодействия с контролируемыми лицами;
5) количество проведенных профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов;
6) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
7) количество предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных за отчетный период;
8) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях за отчетный период;
10) сумма административных штрафов, наложенных в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
11) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании их проведения за отчетный период;
13) количество учтенных объектов муниципального земельного контроля по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;
14) количество объектов муниципального земельного контроля, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия за отчетный период;
15) количество административных исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального земельного контроля, поданных в суд контролируемыми лицами за отчетный период;
16) количество вступивших в законную силу судебных решений об удовлетворении требований контролируемых лиц об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального земельного контроля за отчетный период;
17
) количество контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены за отчетный период.».
2. Настоящее решение вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования в газете "Новгород".
Проект подготовил и завизировал:
Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода
А.С. Тюлин
СОГЛАСОВАНО:
Временно исполняющий обязанности
заместителя Главы
администрации Великого Новгорода С.О. Андреев
Заместитель Главы
администрации Великого Новгорода М.П. Воробьёва
Заместитель Главы
администрации Великого Новгорода М.В. Дорошенкова
Заместитель Главы
администрации Великого Новгорода М.А. Молчанов
Заместитель Главы
администрации Великого Новгорода О.С. Павлова
Заместитель Главы
администрации Великого Новгорода С.М. Пенязь
Председатель комитета организационной
работы и делопроизводства
Администрации Великого Новгорода М.А. Азнаурова
Председатель комитета по
строительству и архитектуре
Администрации Великого Новгорода Р.П. Баранов
Председатель комитета финансов
Администрации Великого Новгорода Е.А. Медеева
Председатель комитета правового обеспечения
Администрации Великого Новгорода В.Ф. Скиданова
Поликарпова Светлана Николаевна,
994-098
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: