РЕШИЛА:
Принять прилагаемую Концепцию социально-экономического развития
г.Новгорода на 1998 год.
Мэр города | | А.В.Корсунов |
Проект
Концепция
социально-экономического
развития города Новгорода
на 1998 год
УТВЕРЖДЕНА
решением городской Думы
от 18.09.97 № 194
К О Н Ц Е П Ц И Я
социально-экономического развития г.Новгорода
на 1998 года
Введение
Настоящая Концепция определяет пути и методы решения задач дальнейшего социально-экономического развития города.
Создание системы общественного участия в управлении территорией города Новгорода через органы территориального общественного самоуправления, обеспечивающие выражение интересов населения, позволит приблизить граждан к реальному участию в развитии города как социально-экономической единицы.
Дальнейшее развитие получит взаимодействие с государственными органами власти по созданию правовых и экономических механизмов, обеспечивающих местное самоуп-равление в городе Новгороде, в частности путем распределения полномочий и их реального обеспечения соответствующими ресурсами, и исключающих процесс "сувере-низации" города Новгорода; завершение работы над основным нормативно-правовым актом города - Уставом Новгорода.
Продолжится работа по проведению в городе экономико- правового эксперимента по введению единого налога на недвижимость, в основе которого лежит совершенно новый подход - оценка рыночной стоимости объектов недвижимости и ее последующее налогообложение. Целью эксперимента является изменение системы налогообложения и, как следствие, формирование рынка недвижимости, улучшение социально-экономической ситуации в городе.
Основные усилия будут направлены на завершение перестройки производственной, социальной сфер применительно к условиям деятельности в рыночной экономике за счет создания благоприятной инвестиционной ситуации, поддержки научных исследований, высокоэффективных производств в интересах экономики города. Предусматривается наращивание производства конкурентоспособной, необходимой для нужд города продукции, привлечение в экономику города инвестиций как российских, так и зарубежных.
Приоритетное инвестирование строительства объектов будет осуществляться исходя из их хозяйственной и социальной значимости. Дальнейшее развитие строительного комплекса будет направлено на решение задач, поставленных федеральными програм-мами "Жилище" и "Свой дом".
Будет осуществляться дальнейший переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом предоставления гражданам субсидий в пределах социаль-ной нормы площади жилья. Продолжится работа по созданию необходимых условий по приватизации жилья и образованию товариществ собственников жилья, организаций частных форм собственности по управлению ими на профессиональном уровне с целью появления цивилизованного рыночного механизма управления жилыми домами-кондоминиумами, их качественным содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом.
Будет начато строительство третьей линии троллейбусного движения, которая свяжет вокзал с улицей Псковской . Дальнейшее развитие получат системы связи и телевидения. В 1998 году планируется ввести 7 тысяч телефонных номеров.
В области культуры основной акцент будет сделан на проведение мероприятий, способствующих представлению города как древнего культурного центра. Будут продол-жены научно-исследовательские работы по археологическим исследованиям культурного слоя города Новгорода, реставрация памятников истории и культуры, проведение городских массовых мероприятий, конкурсов, смотров, фестивалей. Это, в конечном итоге, создаст городу привлекательный образ, увеличит приток туристов и потенциальных инвесторов.
Будет продолжена работа по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: престарелых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, учащейся молоде-жи, лиц, не имеющих средств существования.
Намечается создать благоприятные условия для товаропроизводителей, повышение активности которых позволит в конечном итоге формировать доход бюджета, необходи-мый для устойчивой экономической ситуации, при которой доходы населения и наличие товаров, услуг обеспечат жизненно необходимый уровень потребления, уверенное сущест-вование нетрудоспособного населения за счет социальных гарантий, требуемый уровень медицинского обслуживания, возможность получения желаемого образования и духов-ного развития, надежную защиту от преступных посягательств на жизнь и имущество людей, условия для благоприятного изменения демографической ситуации.
Конкретные действия будут направлены на сохранение и создание новых рабочих мест, обеспечение роста промышленного производства, сферы услуг, формирование социально-ориентированной бюджетной политики.
Промышленность
Развитие сферы материального производства является основой для формирования доходной части бюджета, финансирования всех сфер не занятых в производстве - медици-ны, образования, культуры, пенсионного обслуживания и других социальных затрат, занятости большей части населения, обеспечения людей товарами и услугами.
Основные направления промышленной политики предусматривают наращивание производства конкурентоспособной, необходимой для нужд города продукции, привлече-ние в экономику города инвестиций как российских, так и зарубежных.
В этих целях намечено:
формирование инфраструктуры для обслуживания инвестиций - информационной, консалтинговой, лизинговой, маркетинговой в рамках Агенства по развитию и привлече-нию инвестиций;
создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и городе посредством предоставления налоговых льгот для инвесторов на срок окупаемости проектов;
поддержка программ и проектов с учетом их социальной направленности и интересов города (строительство завода “Стиморол Чевинг Гам А/С”, подготовка площадки в АО “Элкон”);
первоочередное содействие развитию конкурентоспособного производства (теле-визоров 7-го поколения в ПО “Квант” в рамках программы “о мерах поддержки произ-водства отечественных телевизоров” , арматуры для атомных электростанций в ПК “Сплав”);
поддержка приоритетных инвестиционных проектов, продвижение их на отечест-венном и зарубежном рынках путем проведения конференций, конкурсов, семинаров инвестиционных проектов;
организация новых современных производств на предприятиях-банкротах “Волна”, “Элкон”, “Планета” с привлечением инвестиций через Агентство по развитию и привле-чению инвестиций;
осуществление поддержки малого предпринимательства через стимулирование прив-лечения банковского капитала, а также путем предоставления гарантий как бюджетом, так и специально создаваемым гарантийным фондом при фонде поддержки предприни-мательства;
создание схемы резервных земельных участков в производственных зонах г.Нов-города потенциально пригодных для реализации инвестиционных проектов, подготовка площадок под промышленную застройку, что даст возможность оперативно решать вопросы привлечения инвестиций.
Поддержка предпринимательства
Предусматривается:
- формирование комплексной разветвленной системы содействия развитию малого предпринимательства;
- совершенствование законодательной базы. Привлечение предпринимательских кру-гов к обсуждению и принятию областного закона "Об основах государственной поддерж-ки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области";
- определение приоритетности в предоставлении налоговых льгот малым предприя-тиям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию конкретных инвестиционных проектов, предприя-тиям, осуществляющим социально значимую деятельность для жителей города;
- активизация деятельности созданных в предыдущие годы инфраструктурных образований (“Новгородский бизнес-парк”, “Новгородский государственный фонд под-держки малого предпринимательства”, “Новгородская лизинговая компания”). Оказывать содействие Новгородскому региональному агентству поддержки малого предпринима-тельства в развитии новых элементов услуг предпринимателям в маркетинговой, консал-тинговой, информационной, аналитической деятельности;
- содействие развитию малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью: привлечение внебюджетных источников финансирования, в первую оче-редь банковского капитала и частных отечественных и иностранных инвестиций; разви-тие микрокредитования при разработке бизнес-планов; проведение взаимозачетов; предоставление информации по имеющимся свободным производственным площадям; составление бизнес карты города; проведение выставок, конкурсов;
- развитие и совершенствование форм образования для кадров малого предприни-мательства в области менеджмента, маркетинга на основе муниципального научно-образовательного учреждения "Диалог", Новгородского государственного университета им.Я.Мудрого, Новгородского учебно-делового центра предпринимательства и малого бизнеса и других учебных центров города. Совместно с корпорацией "Карана" в рамках программы "Партнерство во имя свободы. Новгород Великий" осуществлять обучение специалистов по менеджменту в сфере бизнеса и финансов;
- содействие кооперированию малых, средних и крупных предприятий в союзы, ассоциации, торговые палаты и другие объединения способствующие их развитию;
- обеспечение поддержки внешнеэкономической деятельности предпринимателей в организации деловых контактов с иностранными и отечественными инвесторами для привлечения иностранных инвестиций в рамках основных направлений программы по созданию имиджа Новгорода ;
- содействие развитию женского бизнеса, создание дополнительных рабочих мест для женщин. Проведение конкурса "Женщина - предприниматель 1998", что даст возможность активнее вовлекать женщин в бизнес.
Внешнеэкономическая деятельность и зарубежные связи
В сфере развития внешнеэкономической деятельности города, наряду с продол-жением традиционных контактов в гуманитарной, культурной и образовательной сферах с городами-побратимами и городами партнерами, основной задачей является упрочение и расширение экономического взаимодействия с деловыми кругами наших традиционных партнеров - городами Билефельд (Германия) и Рочестер (США). Приоритетными задачами становятся формирование благоприятного инвестиционного имиджа Новгорода, совер-шенствование его инфраструктуры для динамичного развития бизнеса. Программа инфор-мационно-маркетингового продвижения города призвана привлечь капиталы крупных международных и национальных компаний, стремящихся увеличить свое влияние на российском рынке, в реальный сектор экономики города. С этой целью будет осущест-вляться прием и направление делегаций по проблемам экономического сотрудничества, участие в международных конференциях, выставках и ярмарках, прием и направление торговых миссий и т. д.
Продолжится сотрудничество с Международным Банком реконструкции и развития, Европейским Банком по инвестиционным программам, Агенством международного разви-тия по программе "Партнерство во имя свободы", английским фондом "Ноу-Хау" по программе подготовки и стажировки экономистов, менеджеров, работников сферы общественных отношений.
В соответствии с программой привлечения инвестиций будет совершенствоваться муниципальное законодательство на принципах максимальной открытости и предос-тавления налоговых льгот прежде всего организациям и предприятиям, работающим в сфере производства.
В области развития туризма основной задачей является содействие продвижению Новгорода на российском и международном рынках туристических услуг. Будет продол-жена работа по осуществлению программы систематического представления города на международных турбиржах и ярмарках. Продолжится деятельность в области организации рекламных и информационных изданий по городу.
Строительство
Основные направления развития отрасли на 1998 год направлены на:
Решение жилищных проблем населения за счет:
- безвозмездного субсидирования жилищного строительства или приобретения жилья в объеме от 5 до 100 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за счет средств городского и федерального бюджетов,
- строительства жилья для военнослужащих, уволенных в запас, финансируемого из Федерального бюджета в объеме не менее 5 млрд. рублей;
- развития форм жилищного ипотечного кредитования совместно с коммерческими банками, которое предусматривает кредитование граждан под залог имеющейся у них собственности (квартира, земельный участок, автомобиль и др.);
- продажи права жилищной застройки земельных участков на конкурсной основе, что даст возможность строительства более дешевого и улучшенного качества жилья;
- реконструкции чердачных помещений с использованием средств населения и юридических лиц с оформлением реконструируемой площади как жилой;
- долгосрочного кредитования граждан при строительстве или покупке жилья в соответствии с решениями Новгородской городской Думы от 22.11.96 № 22, от 26.06.97
№ 157;
- строительства или приобретения жилья беженцам, вынужденным переселенцам в соответствии с федеральной миграционной программой в объеме средств, выделяемых на эти цели федеральным бюджетом.
С целью бюджетной поддержки кредитования физических лиц, а также предос-тавления гражданам безвозмездных жилищных субсидий Администрацией города планируется в 1998 году выделение средств в размере до 2-3 % от расходной части бюджета.
В Новгороде созданы условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов не только на развитие производственных мощностей, но и на строительство жилья, сооружение инженерной инфраструктуры:
- за счет кредитов Всемирного Банка реконструкции и развития в 1998 году будет начато освоение II очереди Псковского жилого района - строительство инженерных сетей, сооружений, дорог на площади 29.7 гектаров., с объемом кредитования около 15 млн. долларов.
Средства граждан и предприятий будут привлекаться в сферу жилищного строи-тельства, кроме Псковского жилого района, при освоении земельных массивов под индивидуальную коттеджную застройку в Деревяницах, Плетнихе, где Администрация города обеспечивает инженерную подготовку участков за счет средств городского бюджета.
В 1998 году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 99.3 тыс. кв. метров жилья .
Строительство особо важных объектов коммунального назначения и транспорта за счет средств городского бюджета:
-инженерные сети II очереди Псковского жилого района в объеме займа МБРР и 20-процентной доли города;
- III очередь троллейбусного сообщения по ул. Псковской;
- канализационная насосная станция 1-а;
- инженерные сети коттеджных поселков Плетниха и Деревяницы,
- замена труб горячего водоснабжения в жилых домах,
- водовод (дюкер) в Деревяницком районе.
В 1998 году планируется продолжить программу строительства объектов народного образования.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в 1998 году связано в первую очередь с началом реализации проекта Мирового Банка реконструкции и развития "Совершенст-вование коммунального хозяйства г.Новгорода", который включает в себя три состав-ляющих: "Водопровод и канализация", "Теплоснабжение", "Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов". Основная цель данного проекта - улучшение качества предос-тавляемых услуг и снижение их себестоимости.
Будет осуществляться дальнейший переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом предоставления гражданам субсидий в пределах социаль-ной нормы площади жилья. С введением платы за капитальный ремонт жилищного фонда будет завершено формирование структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги. Доля платежей граждан от затрат на жилищно-коммунальное хозяйство будет корректиро-ваться в зависимости от платежеспособности населения и возможностей бюджетных ассигнований на содержание и ремонт жилья.
Для удобства населения в западном микрорайоне будет открыт филиал отдела субсидий.
Будут создаваться условия для формирования цивилизованного рынка ремонтно-строительных, жилищно-эксплуатационных услуг, привлечение на конкурсной основе предприятий различных форм собственности в сферу обслуживания, ремонта жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города с целью создания здоровой конкуренции на экономических принципах, сокращение дотаций из средств городского бюджета на содержание объектов и муниципальных предприятий. Будут переведены на конкурсное обслуживание 50 % муниципального жилищного фонда. Город принимает участие во Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России".
Продолжится работа по созданию необходимых условий по приватизации жилья и образованию товариществ собственников жилья, организаций частных форм собствен-ности по управлению ими на профессиональном уровне с целью появления цивили-зованного рыночного механизма управления жилыми домами-кондоминиумами, их качественным содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом.
Реализуется программа по оборудованию жилищного фонда и прочих объектов муниципальной собственности приборами учета расхода тепла, газа и воды с целью экономии энергоресурсов, сокращения финансовых средств городского бюджета и населения города на их оплату.
Ведутся маркетинговые исследования потребительского рынка города с целью максимального использования в нем потенциальных возможностей муниципальных пред-приятий жилищно-коммунального хозяйства, расширения видов деятельности для управ-ления финансовым положением, получения прибыли от дополнительных видов коммерческой деятельности, в интересах создания собственной современной производст-венной базы, повышения рентабельности и снижения себестоимости выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Конечная цель реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства - определение эффективного собственника, способного управлять недвижимостью (жилищ-ным фондом) в целях сохранения его стоимости во времени и формирование цивили-зованного рынка жилищно-коммунальных услуг.
Транспорт и связь
В целях улучшения пассажирских перевозок в городе предусматривается развитие автомобильного транспорта. В свете этого планируется:
- проектирование и строительство третьей троллейбусной линии (вокзал - ул. Псков-ская );
- окончание внедрения системы по контролю за работой автобусов и троллейбусов НЭЖАН 300;
Дальнейшее развитие получат системы связи и телевидения. В 1998 году будет введено 7 тысяч телефонных номеров.
Будет развиваться и модернизироваться коллективная система кабельного телевидения с трансляцией 16 и более телевизионных программ. Инвестиции в данную программу составят более 2 млрд. рублей.
Предусматривается обеспечение населения услугами связи на общеевропейском уровне - создание дополнительных видов информационных услуг: видеотекста, телетекс-та, телефакса, интегральных пунктов коллективного пользования, а также создание комплекса экологического мониторинга охраны окружающей среды.
Получит развитие система мобильной радиотелефонной связи города Новгорода по ликвидации чрезвычайных ситуаций при УВД города.
Торговля и бытовое обслуживание
В торговом обслуживании жителей города будет осуществляться процесс рациональ-ного размещения предприятий розничной торговли и общественного питания, учиты-вающий спрос на отдельные виды товаров. Продолжится процесс дальнейшего повыше-ния уровня торгового обслуживания населения за счет применения таких форм обслуживания, как торговля непродовольственными товарами в кредит, торговля по образцам, самообслуживание.
Будет осуществляться:
- обеспечение продуктами питания малообеспеченных слоев населения по более низким ценам в двух магазинах города;
- постоянный контроль за обеспечением продуктами питания детских и лечебных учреждений;
- проведение ярмарок по продаже продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции;
Будет увеличено количество услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппарату-ры, бытовых машин и приборов, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, ремонту и строительству жилищ, услуг парикмахерских, фотографий, транспорт-ных услуг, восстановлению услуг прокатных пунктов, ремонту и пошиву одежды, обуви.
Основные направления развития платных услуг предусматривают:
- более полное удовлетворение разнообразных запросов и потребностей человека путем последовательного расширения объемов и видов предоставляемых услуг;
- обеспечение доступности услуг для различных социальных групп населения, для чего будут предоставлены налоговые льготы предприятиям бытового обслуживания, оказывающим социально значимые, но низкорентабельные услуги (химчистка, прачечные, ремонтные, ритуальные);
- создание новых рабочих мест путем оказания поддержки развитию предприни-мательства в сфере услуг.
Земельная реформа
Земля является основным естественным богатством города. В 1998 году возрастет потребность граждан и юридических лиц в земельных участках различного целевого назначения. Рациональное использование городских земель - основная цель программ, реализуемых на территории г.Новгорода. На это направлена одна из основных программ, разработанных Администрацией - создание городской автоматизированной информацион-ной системы земельного кадастра. Реализация этой программы позволит в течение года произвести учет фактического использования земельных участков, обеспечить рациональное и экологически безопасное их использование, создать предпосылки для развития различных видов землепользования в условиях новых экономических отношений, сформирует более эффективные формы хозяйствования. С этой целью будет осуществляться сотрудничество с Агенством международного развития США, Националь-ной земельной службой Швеции, Всемирным Банком реконструкции и развития. Это позволит привлечь внебюджетные средства для реализации нескольких проектов:
- дальнейшая разработка Правил землепользования и застройки на территории города с регламентацией использования земельных участков по экологическим, водоохранным, охраны памятников истории и культуры и иным требованиям;
- введение единого налога на недвижимость на территории г.Новгорода на основе рыночной оценки недвижимости;
- приватизация земельных участков под индивидуальными жилыми домами;
- вовлечение земельных участков в рыночный оборот по программе "Партнерство во имя свободы. Новгород Великий";
- предоставление земельных участков под строительство на конкурсной основе.
С целью привлечения инвестиций в промышленное производство, реализации социально-экономических программ, развития промышленных предприятий и создания новых рабочих мест будет продолжен процесс приватизации земельных участков под приватизированными промышленными зданиями и сооружениями.
В целях повышения гарантий в отношении прав на пользование земельным участком будет предусмотрена возможность выкупа в частную собственность земельного участка, находящегося в пользовании и предоставленного для осуществления коммерческой и иной деятельности.
С целью развития транспортной инфраструктуры в садовых массивах для собст-венников земельных участков будет продолжено строительство магистральных дорог (массив "Нащи-2"), железнодорожных платформ (массив "Горенка"), автомобильных платформ (в массиве N 3 - пос.Заречный -2 платформы, по Лужскому шоссе - 4 платформы, в массиве N1 - Псковское шоссе 8 км - 1 платформа).
Социальная поддержка
Приоритетными направлениями в социальной помощи населению будут:
- принцип адресности, т.е. помощь должен получать конкретно каждый нуждаю-щийся человек, и именно ту помощь, в которой он нуждается, с учетом совокупных доходов всех членов семьи и на основе заявительского принципа назначения пособий. Помощь будет оказываться в виде денежных средств, талонов на питание, на приобретение одежды и обуви в магазине "Добротея" (бесплатно);
- предоставление права выбора на получение только одного, наиболее выгодного вида помощи для получателя;
- при определении размеров и видов социальных пособий применение в качестве критерия малообеспеченности показателя величины прожиточного минимума;
- дальнейшее развитие системы социального обслуживания нуждающихся граждан с расширением перечня услуг (уборка квартиры, мытье окон, мелкий ремонт) в зависимости от потребностей и их материальной обеспеченности на платной основе при сохранении бесплатной помощи малообеспеченным гражданам;
- дифференцированный подход при обслуживании в домах-интернатах в зависимости от доходов и потребностей проживающих там лиц (предоставление дополнительных видов услуг, которые не входят в перечень обязательных услуг в доме-интернате).
Предусматривается создать участковую социально-психологическую службу, задачей которой будет социальное, физическое, психологическое здоровье семьи, сохранение здо-ровья и жизни детей и подростков, оказание экстренной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций, поддержка одиноких и престарелых граждан.
Расширится деятельность общественных организаций; более широкие круги граждан города будут вовлекаться в социальную работу на принципе добровольности, взаимной обязанности;
Будет осуществляться поддержка кризисных семей и семей из групп социального риска (социальный патронаж, работа социального консилиума при центре с привлечением специалистов).
На базе педагогического колледжа предполагается создание консультативного пункта для студенческих семей в целях поднятия престижа семьи.
При Центре реабилитации детей-инвалидов предусматривается:
- дальнейшее развитие мастерских для привития трудовых навыков детям с ограни-ченными возможностями;
- разработка комплексных программ единого цикла, которые включают работу с родителями по обучению их навыкам обращения с детьми инвалидами (школа для роди-телей);
- расширение функций детской медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК): дальнейшее наблюдение детей инвалидов и, по возможности, лечение.
На базе Центра "Подросток" предусматривается открытие помещения для временного пребывания женщин, оказавшихся в кризисной ситуации в семье, подвергающихся наси-лию в семье.
Для дальнейшего улучшения обслуживания инвалидов, престарелых и одиноких лю-дей планируется открытие платного отделения обслуживания для временного пребывания нуждающихся сроком до 2-х месяцев. Этой услугой могут воспользоваться пенсионеры, чьи родственники временно отсутствуют или по другим причинам.
Предусматривается дальнейшее формирование сети негосударственных организаций, выполняющих социальный заказ Администрации города и в интересах малоимущих граждан, в том числе создание постоянно действующих экспертных советов по анализу и разработке в городе программ различной социальной направленности.
Семейная политика.
Семейная политика направлена на устранение причин, порождающих негативные аспекты в жизнедеятельности семьи и демографических процессах в городе, на макси-мально возможное смягчение их последствий для семей новгородцев.
Основные усилия будут направлены на обеспечение положительных тенденций в решении следующих проблем:
- адаптация семей к новым условиям жизнедеятельности - оказание социальной и психологической поддержки, способствующей адаптации к изменяющимся условиям жиз-недеятельности; расширение спектра видов помощи, оказываемых социальными работни-ками;
- повышение уровня жизни семей - содействие в обеспечении занятости семейным людям, особенно с несколькими детьми; развитие самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности; развитие адресной материальной помощи нуждающимся семьям;
- улучшение жилищных условий семей - совершенствование проектирования жилья с учетом состава и потребностей семей; создание условий для развития системы купли-продажи жилья; совершенствование системы пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- содействие стабильности брака, уменьшению количества разводов, повышению сплоченности членов семей - реальное повышение ценности семьи, значимости различ-ных сторон семейной жизни для личности; формирование системы подготовки детей к семейной жизни; издание и выпуск специальных пособий по проблемам внутрисемейных отношений; использование всех каналов информации, рекламы, видеопродукции для формирования имиджа семейного человека; повышение ценности брака, формирование приоритета семей с большим супружеским стажем, особенно вырастивших и воспитавших детей, как в общественном мнении, так и в социальной политике;
- стабилизация численности населения - принятие комплекса мер по снижению смертности населения; пропаганда здорового образ жизни;
- повышение уровня рождаемости - переориентация системы ценностей на устойчи-вую семью с несколькими детьми; создание для женщин возможности реального (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома; развитие службы планирования семьи; оказание консультативной и психологической поддержки женщин, обращающихся в медицинское учреждение по поводу аборта;
- содействие улучшению качества воспитания детей и подростков - реальное повы-шение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей; создание систе-мы подготовки молодых родителей к воспитанию детей; осуществление при необходи-мости коррекции в воспитании детей, живущих с одним родителем; формирование контрацептивной культуры у несовершеннолетних; социальная, экономическая и психо-логическая поддержка несовершеннолетних родителей.
Занятость населения
В целях снижения напряженности на рынке труда, проведения активной политики занятости населения и обеспечения установленных законодательством социальных гарантий безработным и незанятым гражданам планируется направить из средств Государственного фонда занятости в 1998 году 13 млрд.рублей. Основное внимание будет уделяться содействию трудоустройства граждан, относящихся к категории слабозащищен-ных и нуждающихся в большей социальной защите (несовершеннолетняя молодежь, женщины, инвалиды), в т.ч. и за счет квотирования рабочих мест для данной категории безработных на предприятиях муниципальной собственности.
Продолжается работа по выплате из фонда занятости компенсационных средств работникам организаций, находящихся в вынужденных отпусках, по организации общес-твенных и временных работ для безработных.
Дальнейшее развитие получат вопросы переобучения безработных профессиям или специальностям, пользующимся спросом у работодателей, администрации предприятий и организаций. На основе договоров, заключаемых службой занятости с учебными организациями, намечено обучить в 1998 году не менее 200 человек из числа безработных.