Российская Федерация
Новгородская городская Дума

Р Е Ш Е Н И Е

от 02/15/200194
Великий Новгород

Об утверждении отчета о реализации Программы развития социально- культурной сферы г.Новгорода на 1998-2000 годы
Новгородская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемый отчет о реализации Программы развития социально-культурной сферы г.Новгорода на 1998-2000 годы, утвержденной решением Новгородской городской Думой от 25.06.98г. № 418.
2. Поручить Администрации Великого Новгорода:
разработать отраслевые программы развития на 2001-2004 годы в соответствии со стратегическими приоритетами, определенными в Программе развития социально-культурной сферы г.Новгорода на 1998-2000 годы;
подготовить нормативно-правовую базу для реализации городских межведомственных программ и сформировать пакет муниципального социально-культурного заказа на их реализацию.

Мэр Великого НовгородаА.В.Корсунов

УТВЕРЖДЕН
решением городской Думы
от 15.02.2001 № 94

Отчет
о реализации Программы развития социально-культурной сферы г. Новгорода на 1998-2000 годы

Программа развития социально-культурной сферы города на 1998-2000гг., принятая решением Новгородской городской Думы № 418 от 25.06.98г. - это один из первых опытов создания межотраслевой программы.
(По итогам конкурса Московского общественного научного фонда "Поощрение успешно действующего опыта, разработки и реализации программ развития муниципальных образований" в рамках программы "Местное самоуправ- ление" авторский коллектив был награжден денежной премией.)
Идея разработки межотраслевой программы развития социально-культурной сферы была предложена руководителями отраслевых комитетов. Они же впоследствии вошли в состав авторской группы, которую возглавила заместитель главы администрации г. Новгорода по социально-культурной политике. В качестве научных руководителей работали ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Института социально-экономических проблем Российской Академии наук, имеющие опыт разработки программы социально-экономического развития г.С. Петербурга.
Главным и перспективным содержанием социальной политики в ходе реализации программы являлось освоение правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, определение путей реформирования социально-культурной сферы, как неотъемлемой части городского социально-экономического комплекса.
Система приоритетов, определенная временными рамками программы, сложилась следующим образом:
1. Адресная социальная помощь (совершенствование форм социальной помощи и поддержки населения, оказание помощи только действительно нуждаю- щимся гражданам с тем, чтобы помощь была своевременной и достаточной, содей- ствие повышению активности и развитию инициатив населения в самозанятости).
2. Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (улучшение здоровья последующего поколения новгородцев).
3. Модернизация системы распределения бюджетных средств (эффективное использование бюджетных средств и контроль за их целевым использованием).
4. Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы на основе интеграции в работе отраслевых комитетов и служб, (уменьшение численности управленческого персонала, повышение качества предоставляемых населению услуг), совершенствование управления социально-культурным комплексом.
5. Формирование единого информационного пространства.
В целом Программа была нацелена на решение важнейших проблем развития города, улучшение демографической ситуации, удовлетворение разнообразных образовательных запросов населения, укрепление семьи, сохране- ние и воспроизводство духовно-нравственного потенциала города, что должно было обеспечить комплексное повышение качества жизни новгородцев.
Для достижения вышеуказанной цели авторской группой были разработаны 6 подпрограмм:
1. “Поддержка и укрепление института семьи”
2. “Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (до18лет)”
3. “Совершенствование образовательной системы города”
4. “Формирование самосознания населения города”
5. “Финансовая политика”
6. “Оптимизация структурного построения социально - культурной сферы”
Эти подпрограммы включили в себя 29 проектов.
(Перечень подпрограмм и проектов прилагается).
Определение путей реформирования социально-культурной сферы
происходило через осознание необходимости изменения системы
управления, которая выстроена в основном по отраслевому принципу, и в ряде случаев не может быть признана оптимальной из-за пересечения функций комитетов социального блока, дублирования отдельных видов деятельности и как следствие - распыление и нерациональное использование материальных и финансо- вых ресурсов.

Была предпринята попытка обеспечить:
1. комплексный подход к решению проблем социально-культурного развития города, создание единой нормативной базы,
2. межотраслевую координацию (координацию деятельности смежных комитетов социально-культурного блока)
3. оптимизацию управленческих взаимодействий (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов организационно- структурных преобразований)
4. совершенствование методов управления социально-культурным комплексом на основе программно-целевых подходов к решению проблем
5. рациональное использование материальных ресурсов (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов финансово- экономического обеспечения, преобразование структуры инвестиций в социально- культурную сферу)
6. оптимальное использование кадровых ресурсов (обеспечение единых правовых и социальных гарантий всем участникам процесса социально- культурного развития города)
7. повышение активности и развитие инициатив населения, установление социального партнерства администрации с населением
Подобная организационная схема управления, используемая в ходе реализации программы, обеспечила оптимизацию управленческих взаимодействий; психологическую перестройку сознания участников программы, повышение активности и развитие инициатив населения, комплексное решение вопросов жизнедеятельности горожан в области здравоохранения, образования, трудоустройства, социальной защиты, физического и духовного развития личности, досуга и отдыха.
Что же касается механизмов эффективного использования ресурсов, то в этом направлении не удалось достичь предполагаемых результатов.
В 1998 году реализация Программы не предполагает целевого выделения бюджетных средств, возникающие расходы осуществлялись за счет текущего финансирования отраслевых комитетов.
В 1999-2000 г.г. планировалось использование в финансировании проектов системы муниципальных грантов и социального заказа.
Финансирование межведомственных программ предполагалось производить из специально создаваемого муниципального фонда целевых программ развития в соответствии с механизмом муниципального социального заказа на основе экспертной оценки.
Ход реализации программы.
В ходе работы над программой прошли встречи с ее разработчиками во всех отраслевых комитетах с сотрудниками комитетов и руководителями муниципальных учреждений социально-культурной сферы города, а также общие встречи с участием заместителя Главы администрации города - руководителя проекта.
Прошло заседание городского координационного совета по социальной политике при Мэре.
Краткое содержание программы было опубликовано в городской газете
“Новгород”.

Кураторы подпрограмм прописали содержательную часть всех разделов своей подпрограммы, подготовив тем самым заявительную компанию.
Проведена заявительная компания, в ходе которой получено 151 заявка на участие в программе. Заявки поступали от учреждений, общественных организаций, групп граждан и частных лиц.
В целях осуществления объективной оценки предлагаемых проектов были сформированы отраслевые экспертные комиссии при комитетах по социальным вопросам, по образованию, по охране здоровья, по культуре и молодежной политике и городская межведомственная экспертная комиссия по социально-культурному развитию при заместителе Главы администрации города, курирующем вопросы социально-культурной сферы.
Отраслевые экспертные комиссии на основании положения о порядке проведения конкурса заявок на участие в проектах программы к 10 сентября
1998 года завершили работу по экспертной оценке заявок и приняли к рассмотрению на межведомственной экспертной комиссии 57 заявок межотраслевого характера, из которых 44 были приняты к реализации.

Учитывая социальную значимость предусмотренной в заявках деятельности, комиссия рекомендовала произвести финансирование по 35 из них.
(С информацией о работе отраслевых экспертных комиссий и итоговым протоколом заседания городской межведомственной экспертной комиссия по социально-культурному развитию Великого Новгорода можно ознакомиться в подробном отчете о реализации программы)
Отсутствие отработанного механизма финансирования в период реализации программы привело к замораживанию целого ряда заявок, принятых к реализации межведомственной комиссией.
В ходе реализации программы развития социально-культурной сферы Великого Новгорода возникли ряд затруднений и в апреле 1999 года проведена корректировка программы.
Затруднения были связаны с очень большим объемом мероприятий по реализации программы.
Планы работ отраслевых комитетов были подготовлены без учета текущей работы и, что затрудняло выполнение реализационных мер программы в соответствии с определенными сроками.
Ряд проектов дублировали друг друга и были объединены на основании общих целей и конкретных действий по их достижению. (1.1. и 1.2.; 3.1. и 3.4.; 1.6.и 4.4.; 3.5. и 4.2).
Ряд проектов дублировали принятые Администрацией города целевые программы, действующие параллельно с Программой развития социально- культурной сферы (1.5., 4.1.)
В некоторых проектах основной объем мероприятий по обозначенным проблемам был незначительным и реализован в ходе первого этапа программы (2.4.)
Финансирования межотраслевых проектов осуществлялось на отраслевом уровне в рамках общего бюджетного финансирования не в полном объеме и не в соответствии со сроками реализации. (Требовали существенного дополнительного финансирования реализационные меры по программе 6.4. и 6.6, 4.4.)
В ходе реализации были установлены противоречия между существующей нормативно-правовой базой, объективно сложившейся системой социально- культурной сферы города и реальными условиями изменившейся социально- экономической формации (реализация проектов 2.5, 3.3, 4.6., 5.1., 5.2., 6.2 требовала совершенствования нормативной базы)
После корректировки программы количество проектов было сокращено
до 16.

В то же время с целью оптимизации механизма управления программой проекты, носящие узко отраслевой характер (1.1.,1.2., 1.4 ,2.2, 3.2, 4.1.,4.5), было предложено реализовать в рамках отраслевых программ развития.
После уточнения целей проектов и корректировки задач в содержании подпрограмм произошли изменения.
(Таблица анализа состояния проектов на 1.01.2000г. прилагается.)
Основное содержание подпрограмм составили проекты, реализация которых требовала межведомственной координации.
(С информацией о ходе реализации проектов Программы можно ознакомиться в подробном отчете о реализации программы)
Основополагающей для дальнейшего развития социально-культурной сферы города была определена подпрограмма 6 “Оптимизация структурного построения социально- культурной сферы”.
Главный акцент в дальнейшей реализации программы в оставшийся временной период был сделан на разработке новой модели социально-культурной сферы города.
В ходе реализации подпрограммы №6 были проведены:
- функциональный анализ деятельности комитетов и муниципальных учреждений комитетов социально-культурной сферы
- информирование о результатах анализа деятельности комитета по социаль- ным вопросам, куратора подпрограммы, зам.Главы администрации Г.С. Матвеевой
- согласование результатов функционального анализа с председателями комитетов и заведующими отделами социально-культурной сферы.
- обработка материалов и подготовка предложений по уточнение миссии, роли и назначения, места каждого комитета и учреждения в социально-культурном пространстве города
- итоговые совещания по анализу функций, приняты решения о дальнейших действиях по результатам анализа
- реализация комитетами и отделами согласованных предложений и рекомендаций, высказанных в ходе анализа деятельности (частично)
- разработка моделей паспортов учреждений социально–культурной сферы всех типов и видов.
- разработка аналитических схем определения эффективности деятельности учреждений социально-культурной сферы всех типов и видов
- разработка вариантов новой модели социально-культурной сферы и структуры управления
- подготовка проектов нормативных документов по переходу к работе в новом режиме.
На основании представленных материалов считаем необходимым констатировать следующее:
1. Работа комитетов и отделов социально-культурной сферы по реализации “Программы развития социально-культурной сферы Великого Новгорода на 1998-2000гг.” позволила осознать необходимость комплексного управления системой в программно-целевом режиме
2. Совместная деятельность по реализации программы дала возможность подразделениям социальной сферы во всей полноте узнать и осознать деятельность друг друга, что, в свою очередь, позволило переосмыслить свою собственную работу
3. Работа в проектном режиме стала новым этапом в управлении отраслями социально-культурной сферы и одной из форм организации повышения квалификации большой группы специалистов. Попытка применения программно-целевого подхода к организации деятельности комитетов позволил определить стратегические приоритеты развития социально-культурной сферы города на долгосрочную перспективу, создать единое ценностное поле для всех участников программы
4. Затруднения, возникшие в ходе реализации программы, были обусловлены следующими причинами:
- после этапа разработки концепции из-за отсутствия средств не осуществлялось научное руководство программой, что привело к нарушению технологии и методологии ее реализации
- на этапе формирования проектов творческие группы разработчиков проектов не были обучены технологии проектирования и, как следствие этого, реализация ряда проектов программы была приостановлена из-за отсутствия в них конкретизированных целей и результатов
- деятельность по ряду проектов была закончена на этапе концептуализации, поскольку работа по управлению проектами не являлась составной частью должностного функционала специалистов комитетов
- на этапе разработки плана реализационных мер стало очевидным, что программа перегружена, и реальные результаты могут быть достигнуты по меньшему количеству проектов, чем это предполагалось ранее
5. Несмотря на возникшие в ходе реализации программы затруднения, практически все комитеты социально-культурной сферы были мотивированы к переходу на управление отраслями в программно-целевом режиме
6. Результатом осмысления первых итогов программы стал новый подход к структурированию программы социально-культурной сферы:
- для развития социально-культурной сферы на следующем этапе необходима концепция, позволяющая расставить единые согласованные ценностные акценты для всех комитетов и отделов
- концепция должна стать основополагающим документом для разработки отраслевых программ развития и межведомственных программ
- межведомственные программы должны создаваться только для решения вопросов и проблем, требующих общей консолидации и координации
- содержание и ожидаемые результаты от реализации межведомственных программ должны соответствовать ценностным приоритетам, определенным в концепции
7. Реализация отраслевых программ развития должна осуществляться в рамках текущего финансирования отраслей
8. Межведомственные программы должны финансироваться из специально создаваемого муниципального фонда целевых программ развития. Финансирование этих программ должно осуществляться в соответствии с механизмом муниципального социального заказа на основе экспертной оценки. В смете расходов фонда необходимо предусмотреть статью “научное руководство целевыми программами и проектами”.
9. Для осуществления экспертной оценки подаваемых в программу проектов необходимо создание независимого экспертного Совета (без участия представителей отраслевых комитетов)
В соответствии с вышеизложенным предлагаю:
1. Признать положительным опыт, накопленный в ходе разработки и реализации программы развития социально-культурной сферы
2. В соответствии со стратегическими приоритетами, определенными в программе 1998-2000гг., комитетам социально-культурной сферы разработать отраслевые программы развития на 2001-2004гг.
3. Подготовить нормативно-правовую базу для реализации межведомственных программ и сформировать пакет муниципального социально-культурного заказа на их реализацию.

Документ подписан и не подлежит изменению