Изменения:
Признано утратившим силу решением Думы Великого Новгорода № 364 от 28.09.2006
Внесены изменения решением Думы Великого Новгорода № 788 от 23.09.2004
| Российская Федерация
Новгородская городская Дума
Р Е Ш Е Н И Е |
от 09/24/1998 № 447
Великий Новгород
Об утверждении Положения
о регулировании градостроительной деятельности на территории Великого Новгорода |
Новгородская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемое Положение о регулировании градостроительной деятельности на территории Великого Новгорода.
2. Поручить Администрации города обратиться в Администрацию Новгородской области с инициативой по принятию нормативного правового акта в целях реализации статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород", а Положение о регулировании градостроительной деятельности на территории Великого Новгоро-да с приложениями к нему - в специальном приложении к газете "Новгород".
4. Ввести настоящее решение в действие с момента его опубликования.
Мэр города | | А.В.Корсунов |
УТВЕРЖДЕНО
решением городской Думы
от 24.09.98 №447
П О Л О Ж Е Н И Е
о регулировании градостроительной деятельности
на территории Великого Новгорода
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодек-сом Российской Федерации, законами Российской Федерации “О местном самоуп-равлении в Российской Федерации”, “Об архитектурной деятельности в Российс-кой Федерации”, “Об административной ответственности предприятий, организа-ций, учреждений, объединений за правонарушения в области строительства” и иными нормативными правовыми актами.
1.2. Настоящее Положение определяет условия и порядок регулирования градо-строительной деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
1.3. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Положении:
заказчик-застройщик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее проектирование и строительство, ремонт, реконструкцию объектов недвижимости своими силами или силами подрядчиков (исполнителей) с использованием собст-венных или привлеченных средств;
подрядчик (исполнитель) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее строительную деятельность на основании соответствующей государственной лицензии;
градостроительная деятельность - деятельность государственных органов, Администрации города, физических и юридических лиц в области градостроитель-ного планирования развития территорий и поселений, определения видов использо-вания земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объек-тов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природ-ных особенностей Великого Новгорода;
недвижимость в градостроительстве - объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, здания, строения, сооружения, коммуникации и сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры, многолетние зеленые насаждения, вод-ные объекты, в отношении которых осуществляются имущественные правоотноше-ния;
граница земельного участка - замкнутый контур, территориально ограниченный красными линиями застройки или межевыми знаками, установленными в плане и (или) в натуре;
красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городе;
линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка;
градостроительная документация - документация о градостроительном плани-ровании развития территорий города и об их застройке;
публичный сервитут - устанавливается нормативными правовыми актами Адми-нистрации города на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами;
градостроительное (архитектурно-планировочное) задание - документ, содер-жащий перечень обязательных градостроительных условий проектирования и строительства, ограничений и требований, относящихся к целевому назначению недвижимости, ее основным параметрам, представляемый разработчику градо-строительной документации, заказчику от имени соответствующих органов Адми-нистрации города;
государственный градостроительный кадастр - государственная информацион-ная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости;
правовое зонирование - деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий города;
зонирование - деление территорий на зоны при градостроительном планировании развития территории с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование;
проектная документация - графические и текстовые материалы, содержащие объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные и технические решения по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, а также благоустройству земельных участков, на которых они расположены;
новое строительство - комплекс строительных работ по созданию (возведению) новых промышленных и гражданских зданий, строений и сооружений на земельных участках, отведенных для этих целей. Если строительство предприятия, здания, сооружения намечается осуществлять очередями, то к новому строитель-ству относятся первая и последующие очереди до ввода в эксплуатацию всех запроектированных мощностей. К новому строительству относится также строи-тельство объекта взамен сносимого;
реконструкция - комплекс ремонтно-строительных работ, связанных с переустрой-ством зданий, строений, сооружений в целом или их отдельных частей, сопровож-дающихся изменением основных технико-экономических показателей (количества и площадей помещений, строительного объема и общей площади, вместимости, пропускной способности, мощности и т.д.) или функционального назначения в целях улучшения условий проживания, повышения комфортности, увеличения объема услуг, улучшения архитектурной выразительности зданий, сооружений и их элементов, в том числе:
изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований, их частичная или полная разборка;
повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию инженерных сетей ( кроме магистральных);
переоборудование чердачных и подвальных помещений;
изменение фасадов, в том числе изменение существующих и устройство допол-нительных входов в здания, изменение отдельных деталей (декора, ограждений летних помещений, балконов, лоджий и (или) их остекление).
Реконструкция памятников истории и культуры может включать реставрационные работы;
реконструкция действующих предприятий ( имущественный комплекс) - переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслу-живающего назначения, осуществляемое по комплексному проекту на реконструк-цию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
расширение действующих предприятий ( имущественный комплекс)- строитель-ство дополнительных производств, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслужи-вающего назначения в целях создания дополнительных или новых производст-венных мощностей;
капитальный ремонт - комплекс ремонтно-восстановительных работ с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций зданий, строений, сооружений и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуата-ционных показателей. Капитальный ремонт включает устранение неисправностей изношенных элементов, восстановление или замену (кроме замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых объек-тов. Капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным. Комплекс-ный капитальный ремонт - ремонт объекта в целом, проводящийся при условии прекращения его эксплуатации. Выборочный капитальный ремонт - ремонт отдель-ных конструктивных элементов или частей объекта, проводящийся без прекра-щения его эксплуатации. Капитальный ремонт памятников истории и культуры может включать реставрационные работы;
перепланировка (переустройство, переоборудование) помещений - комплекс строительных работ, связанных с разборкой существующих и возведением новых перегородок, иных действий, проводящихся с целью улучшения объемно-плани-ровочных решений и повышения уровня благоустройства помещений. Перепла-нировка может осуществляться как самостоятельный объект (при отсутствии влияния на несущие конструкции здания), так и входить в состав реконструкции или капремонта объекта.
Перепланировки помещений подразделяются на сложные и простые.
Сложные перепланировки - это перепланировки, связанные с:
переводом жилых помещений в нежилые и наоборот;
изменением общей площади помещений путем присоединения дополнительных или отчуждения (отделения) существующих помещений;
изменением назначения нежилых помещений;
оказанием влияния на несущие конструкции зданий и затрагивающие характе-ристики прочности и надежности конструкций;
изменением назначения помещений внутри квартир (кухня-комната, комната-санузел и др.).
Простые перепланировки - это перепланировки, не влекущие изменения общей площади и назначения помещений, выполняемые путем разборки ненесущих перегородок или (и) возведения перегородок из легких материалов, не создающих существенных нагрузок на перекрытия.
объекты строительной деятельности - территория города и пригорода в установленных границах, отдельные ее планировочные части (промышленные, жилые районы, микрорайоны, кварталы), а также отдельные объекты недвижи-мости, на которые разрабатывается проектно-сметная документация и относитель-но которых возникают градостроительные правоотношения;
мониторинг объектов градостроительной деятельности - система наблюдений за состоянием и изменением объектов градостроительной деятельности, которые ведутся по единой методике посредством изучения состояния среды жизнедеятель-ности.
2. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к использованию гражданами и юридическими лицами земельных участков
2.1. При осуществлении строительной деятельности граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами зе-мельных участков, должны их использовать с соблюдением разрешенного исполь-зования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламен-тами, предусмотренными Правилами землепользования и застройки в Новгороде, утвержденными решением Новгородской городской Думы от 19.12.96 № 36, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке.
Правила землепользования и застройки в Новгороде регламентируют строительную деятельность в отношении:
- правового зонирования территории города и установления требований
(разрешений и ограничений) по видам использования и параметрам строительного изменения земельных участков и иных объектов недвижимости;
- разработки и согласования проектов застройки отдельных земельных участков, предоставления разрешений на строительство, эксплуатацию вновь построенных ( реконструируемых) объектов;
- подразделения городской территории на земельные участки как единицы недвижимости с фиксированными границами путем разработки проектов планиров-ки;
- предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам;
- подготовки условий для принятия решений об изъятии земельных участков для общественных нужд, а также для установления публичных сервитутов;
- контроля за использованием и строительными изменениями объектов недвижимости, применения штрафных санкций в случаях правонарушений;
- обеспечения открытости и доступности для граждан информации о землепользовании и застройке.
2.2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность, бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на условиях аренды осуществ-ляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом РСФСР, Градостроительным кодексом Российской Федерации, област-ным законом “О порядке предоставления и изъятия земельных участков в Новго-родской области”, решением Новгородской городской Думы “О регулировании земельных отношений”, иными нормативными правовыми актами, на основании утвержденной градостроительной документации.
Схема прохождения документации по предварительному согласованию места размещения и предоставления долгосрочных прав на земельный участок приведена в приложении 1.
2.3. Граждане и юридические лица Великого Новгорода имеют право на достоверную информацию о состоянии среды проживания, намерениях по ее изменению, включая новое строительство, реконструкцию объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройство, озеленение, прокладку инженерно-транспортных коммуникаций и иные изменения, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц.
2.4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в обяза-тельном порядке принимают информацию граждан и их объединений по вопросам условий их проживания, проблемам, требующим, по их мнению, первоочередного решения, а также по другим вопросам осуществления градостроительной деятель-ности и рассматривают ее с предоставлением обоснованных ответов в установ-ленном порядке.
2.5. Для строительства объектов, не предусмотренных градостроительной доку-ментацией, особо важных в градостроительном отношении, со сложной техноло-гией производства, а также объектов, оказывающих вредное влияние на окружаю-щую среду, требуется предварительное согласование места их размещения с соответствующими органами в области охраны окружающей среды и иными заинтересованными органами.
Оценка вредного влияния на окружающую среду и эффективности предусмот-ренных мероприятий по ее охране производится по результатам экологической и иных экспертиз, без положительного заключения которых запрещается строитель-ство таких объектов. Градостроительные требования и ограничения по размещению указанных объектов подготавливаются соответствующими органами архитектуры и градостроительства и в соответствии со статьей 1.3.1.2. Правил землепользования и застройки в Новгороде направляются для рассмотрения в комиссию по землеполь-зованию и застройке города.
2.6. Проектная документация любого вида подлежит государственной экологичес-кой экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством Российс-кой Федерации об экологической экспертизе.
При разработке проектно-сметной документации следует предусматривать меро-приятия по охране окружающей среды, определенные заданием на разработку проекта.
Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов.
2.7. Территориальным органом государственной экспертизы градостроительной и проектной документации осуществляется государственная экспертиза градострои-тельной документации, научно-исследовательских работ, градостроительных разде-лов целевых программ Администрации Новгородской области на территории Вели-кого Новгорода и местных целевых программ, программ социально-экономичес-кого развития Новгородской области и Великого Новгорода, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и бла-гоустройства города в части соблюдения градостроительных требований.
Заключение территориального органа государственной экспертизы градостроитель-ной и проектной документации должно быть основано на заключениях госу-дарственной экологической экспертизы, комитета по земельным ресурсам и земле-устройству города, органа охраны памятников культуры, управления государствен-ным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно-эпидемиологичес-кого надзора, органов охраны недр, а также других заинтересованных государст-венных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градо-строительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.8. Создание и развитие систем инженерной инфраструктуры, благоустройства и транспортной инфраструктуры на территории Великого Новгорода обеспечивают администрации Новгородской области и Великого Новгорода. Развитие инженер-ной и транспортной инфраструктур федерального значения обеспечивают феде-ральные органы исполнительной власти.
Участие собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недви-жимости в создании инженерной и транспортной инфраструктур, благоустройстве города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров (соглашений) с Администрацией города.
2.9. При изменении форм собственности на объекты недвижимости, их делении и изменении параметров сохраняются назначение, красные линии, линии регулирова-ния застройки и режим разрешенного использования этих объектов. В случае деле-ния объектов недвижимости должны быть обеспечены условия функционирования их частей как самостоятельных объектов недвижимости, подлежащих государст-венной регистрации.
2.10. Порядок проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объек-тов недвижимости и участие Администрации города и его граждан в регулировании этой деятельности определяется настоящим Положением, Гражданским, Земель-ным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, законодательством об охране окружающей среды, законодательными актами Новгородской области и иными нормативными правовыми актами Новгородской области и Великого Новгорода.
3. Проектная документация
3.1. Проектирование объектов недвижимости могут осуществлять юридические и физические лица, получившие в установленном порядке право на соответствующий вид проектной деятельности и, как правило, на конкурсной основе.
3.2. Проектная документация на строительство объектов разрабатывается на основа-нии утвержденных (одобренных) заказчиками обоснований инвестиций, а также утвержденной строительной документации, бизнес - плана, когда это необходимо, и другой предпроектной документации.
3.3. Проектная документация должна соответствовать всем действующим законам и нормативным документам в области строительства, постановлениям и распоряже-ниям Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммуналь-ному хозяйству Российской Федерации, Администрации Новгородской области и Великого Новгорода.
3.4. Разработка проектной документации по инициативе заказчика независимо от форм его собственности и источника финансирования может осуществляться только при наличии распоряжения Администрации города о предварительном сог-ласовании места размещения объекта строительства и при условии заключения договора аренды земельного участка.
3.5. Размер земельного участка, предоставляемого заказчику под жилищное строи-тельство, должен соответствовать нормативным градостроительным требованиям (с учетом дальнейшего формирования кондоминиума). Заказчик или товарищество собственников жилья вновь создаваемого кондоминиума не вправе самостоятельно изменять утвержденную проектную документацию, включая изменения параметров здания, его фасадов, планировки участка и др.
3.6. Стадийность, состав и содержание проектной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения регламентированы Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также иными нормативными правовыми актами в области градостроительства.
3.7. При небольших объемах жилищно-гражданского строительства, по взаимному договору между заказчиком и генпроектировщиком проектная документация может разрабатываться в сокращенном объеме, что должно быть подтверждено заданием на проектирование.
3.8. Оформление проектной документации, внесение в нее изменений, соблюдение правил ее учета и хранения должны осуществляться в соответствии с требованиями стандартов Системы проектной документации для строительства (стандарты СПДС).
3.9. В соответствии со ст.762 Гражданского кодекса Российской Федерации гото-вая проектная документация должна быть согласована подрядчиком (при участии заказчика) с эксплуатирующими объект, инженерные сети и коммуникации органи-зациями, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и инс-пекцией госпожнадзора, отделом по культурному наследию комитета по культуре и молодежной политике Администрации города, а при необходимости и с другими заинтересованными организациями. В случаях, когда участок под строительство расположен в зонах ограничений, зафиксированных в картографических материа-лах раздела 4.2 Правил землепользования и застройки в Новгороде, архитектурно- строительный раздел проектной документации согласовывается с управлением государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры.
3.10. Согласованная с указанными в п.3.9. настоящего Положения службами проек-тная документация передается заказчиком в комитет по архитектуре и градострои-тельству Администрации города для установления соответствия требованиям архитектурно-планировочного задания (АПЗ), градостроительным нормативам, Пра-вилам землепользования и застройки в Новгороде и инженерному обеспечению.
3.11. Разработка, финансирование, утверждение проектной документации, внесение в нее изменений и определение способа ее использования является неотъемлемым правом и обязанностью заказчика, осуществляется в установленном порядке по его инициативе, за счет его средств и под его полную ответственность.
3.12. В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, требованиями СН 62-91* “Проектирование среды жизне-деятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населе-ния” и распоряжением Администрации города от 05.05.98 № 1528рм "О форми-ровании в г.Новгороде безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения" в АПЗ на разработку проектов застройки, строительства новых и реконструкции существующих общественных зданий вклю-чаются требования к застройщикам по осуществлению проектирования и органи-зации среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов. Проекти-рование многоквартирных домов в особых случаях, оговариваемых по согласова-нию с Новгородским областным правлением Всероссийского общества инвалидов, осуществляется с учетом доступности их использования инвалидами.
3.13. Применение при проектировании и строительстве (реконструкции, расшире-нии, техническом перевооружении и капитальном ремонте) впервые производимых или импортируемых материалов должно подтверждаться Техническим свидетельст-вом, которое содержит следующие сведения:
принципиальное описание продукции, позволяющее проводить ее идентификацию;
назначение и допускаемая область применения, в том числе с учетом территориаль-ных особенностей;
контролируемые и расчетные характеристики, необходимые для производства и применения продукции в строительстве, определяющие эксплуатационные свойст-ва зданий и сооружений, их надежность, долговечность и безопасность;
дополнительные условия производства, применения, содержания, контроля качест-ва, в том числе со стороны инспекции государственного архитектурно-строитель-ного надзора (далее - инспекция ГАСН).
Указанное свидетельство предъявляется заказчиком в инспекцию ГАСН при полу-чении разрешения на строительство и включается в состав исполнительной доку-ментации при сдаче объекта строительства в эксплуатацию.
3.14. Разработанная проектная документация до утверждения должнапройти госу-дарственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федера-ции.
Независимо от источников финансирования конструктивная часть проекта подвер-гается экспертизе на устойчивость и надежность здания.
4. Порядок строительства
4.1. Строительство промышленных и коммунально-складских объектов, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и других объектов недвижимости, по-садка зеленых насаждений осуществляются собственником, пользователем или арендатором земельного участка в срок и на условиях, предусмотренных соответствующими градостроительными документами.
4.2. Использование земельного участка без возведения на нем строений и сооружений осуществляется собственником (владельцем, пользователем) данного участка, которому соответствующее право предоставлено на основании правоудос-товеряющего документа на этот участок без получения какого-либо разрешения Администрации города, кроме случаев, когда это противоречит целевому назна-чению земельного участка, условиям договора и иных случаев, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, установленных Адми-нистрацией города.
4.3. Порядок оформления договора аренды земельного участка для ведения стро-ительства определяется нормативными правовыми актами Администрации города.
4.4. Собственники (владельцы, пользователи) объектов недвижимости, иные лица, осуществляющие земляные, инженерные, строительные и другие работы, несут ответственность за проведение этих работ исключительно в границах отведенного земельного участка, не нарушая прав собственников (владельцев, пользователей) соседних земельных участков, а также за соблюдение условий присоединения к инженерным сетям и совместной их эксплуатации, складирования и транспорти-ровки строительных материалов и грузов.
4.5. Лица, осуществляющие строительство, обязаны до начала строительства ком-пенсировать в полном объеме причиняемые стротельством или иными действиями убытки, а также вызванные строительством временные затруднения и неудобства для жителей прилегающих территорий. Вид и размер компенсации определяются в установленном законодательством порядке. Предоставление компенсации является обязательным условием при предоставлении земельного участка.
4.6. При осуществлении строительства на территории, имеющей историко-культур-ное значение, или реконструкции зданий, обладающих таким же статусом, должна быть сохранена историко-культурная ценность территории, зданий, а также много-летних зеленых насаждений. Работы по благоустройству территории должны вы-полняться с учетом вышеуказанных требований.
4.7. Реконструкция чердачных помещений под жилые помещения и строительство мансардных этажей в жилых домах, где имеется муниципальная собственность, регулируются Положением о порядке реконструкции чердачных помещений под жилые помещения и строительства мансардных этажей и Положением о порядке принятия решений о реконструкции чердачных помещений, строительстве мансар-дных этажей, встроенно-пристроенных помещений, утвержденными решениями Новгородской городской Думы от 23.04.98 № 369 и №370.
В иных случаях реконструкция чердачных помещений и строительство мансардных этажей осуществляется в следующем порядке:
4.7.1. Заинтересованное лицо (инвестор) подает в отдел по работе с недвижимостью комитета по управлению муниципальным имуществом города заявление о возмож-ности проведения реконструкции чердачного помещения (мансарды) или его части с последующим переводом его в жилое помещение, представляя при этом первичные документы (план чердачного помещения, примерную смету, план улучшения общего имущества и т.п.);
4.7.2. По запросу отдела по работе с недвижимостью комитета по управлению муниципальным имуществом города межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) реконструкции. В случае возможности реконструк-ции межведомственная комиссия в своем заключении устанавливает следующие условия ее осуществления:
а) представление протокола общего собрания, подтверждающего решение собст-венников жилья о реконструкции чердачных помещений (мансард) или их части с последующим переходом прав на реконструированные помещения к инвестору;
б) заключение договора простого товарищества с товариществом собственников жилья с включением в него условия об улучшении общего имущества кондоми-ниума;
в) согласование с комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города проекта реконструкции, получение в инспекции ГАСН разрешения на ре-конструкцию, а также на совершение иных действий в установленном порядке;
4.7.3. Инвестор выступает с инициативой о проведении общего собрания собствен-ников жилья в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О товариществах соб-ственников жилья”;
4.7.4. Инвестор и товарищество собственников жилья (ТСЖ) заключают договор простого товарищества с элементами инвестиционного договора по реконструкции (например: инвестор улучшает общее имущество кондоминиума - производит косметический ремонт фасада, лестничных клеток, осуществляет ремонт коммуни-каций, благоустраивает прилегающую территорию и т.п.);
4.7.5. Приемка жилых помещений в эксплуатацию осуществляется Государствен-ной приемочной комиссией, после чего Администрацией города принимается рас-поряжение о переводе нежилых помещений в жилые и наоборот;
4.7.6. Регистрация права собственности на помещение осуществляется в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании правоустанавливающих документов (договор о совместной деятельности, соответствующие распоряжения Администрации города и др.).
4.8. Перепланировка (переустройство, переоборудование) помещений - (далее перепланировка) осуществляется на основании разрешения Администрации города (распоряжение Администрации города о переоборудовании помещения) и соответ-ствующего заключения межведомственной комиссии. На производство строитель-ных работ по сложным перепланировкам требуется также разрешение на строительство, выдаваемое инспекцией ГАСН.
Заключительным этапом перепланировок, сопровождающихся переводом жилых помещений в нежилые и наоборот, изменением общей площади помещений путем присоединения дополнительных или отчуждения существующих помещений, изме-нением назначения нежилых помещений, является приемка помещения в эксплу-атацию Государственной приемочной комиссией и выпуск распоряжений Адми-нистрации города об утверждении акта Государственной приемочной комиссии и о соответствующем переводе помещения.
По иным перепланировкам приемка работ осуществляется соответствующей приемочной комиссией.
Регулирование конкретных этапов перепланировки осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом о порядке оформления документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах Великого Нов-города, Положением о порядке перевода жилых помещений в домах муници-пального жилищного фонда в нежилой фонд, утвержденным решением Новгород-ской городской Думы от 18.09.97 №197. Особый порядок перепланировки мест общего пользования в многоквартирных жилых домах (без принятия распоряжения Администрации города) регулируется Временным положением об упорядочении перепланировки и эксплуатации мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, утвержденным решением Новгородской городской Думы от 18.09.97 №196.
4.9. Единым заказчиком (застройщиком) в сфере реконструкции и капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства города является муници-пальное учреждение "Служба заказчика по ЖКХ г.Новгорода", осуществляющее эту деятельность в соответствии с Положением о службе единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г.Новгороде, утвержденным постановлением Администрации города от 04.07.96 №165.
5. Разрешение на строительство
5.1. В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерции разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить заст-ройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и соору-жения, благоустройство территории. Указанное разрешение выдается инспекцией ГАСН в целях осуществления контроля за выполнением строительных нормативов, требований утвержденной строительной документации, а также предотвращения причинения вреда среде жизнедеятельности.
5.2. Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтере-сованных физических или юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной докумен-тации.
5.3. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации в инспекции ГАСН.
5.4. Заказчик обязан представить в комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города и инспекцию ГАСН информацию о сроках начала строи-тельства.
5.5. Инспекция ГАСН имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка,
несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам;
предоставления не полного комплекта документов, установленного для получения разрешения на строительство.
5.6. Срок действия разрешения устанавливается инспекцией ГАСН исходя из нормативного срока строительства, определенного разделом проекта “Организация строительства” (ПОС) в соответствии с требованиями СНиП 1.04.03-85* “Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий, сооружений”, но не более чем на три года. Срок действия разрешения на строительство истекает за давностью, если строительство не начато в течение двух лет после получения правоудостоверяющего документа на земельный участок. Действие разрешения на строительство может быть приостановлено в случае отсрочки в исполнении решения о выдаче разрешения на строительство по постановлению суда.
5.7. Разрешение на строительство может быть продлено по ходатайству заказчика, с которым он должен обратиться в отдел по работе с недвижимостью комитета по управлению муниципальным имуществом города не позднее одного месяца до истечения срока действия предыдущего разрешения.
Продление срока действия разрешения на строительство осуществляется инспекцией ГАСН на основании распоряжения Администрации города при условии увеличения платы за землю.
5.8. В случае использования собственниками, пользователями, арендаторами земельных участков для ведения строительства с нарушением нормативных сроков, определенных проектом, Администрация города осуществляет прекращение права на землю в отношении арендаторов, собственников и пользователей в соответствии с п.п.1б, 1г ст. 3 областного закона от 05.07.95 № 16 “О порядке предоставления и изъятия земельных участков в Новгородской области”соответственно.
5.9. При переходе прав собственности на объекты недвижимости разрешение на строительство подлежит перерегистрации в инспекции ГАСН в течение месяца.
5.10. Ведение строительства без разрешения инспекции ГАСН, а также по разрешению, срок действия которого истек, или подлежащему перерегистрации, не допускается и влечет ответственность, предусмотренную действующим законода-тельством.
Земельный участок в данном случае подлежит изъятию в соответствии с земельным законодательством. При этом недостроенные объекты, находящиеся на изымаемом земельном участке, подлежат сносу в установленном порядке в течение одного года лицом, осуществившим их строительство.
5.11. На период разработки генерального плана Великого Новгорода Администра-ция города вправе приостановить выдачу разрешений на строительство в тех частях города, где осуществление планировочных изменений или строительных действий может воспрепятствовать реализации общественного или государственного инте-реса по планировке и застройке города.
5.12. Разрешение на строительство не требуется в случае проведения ремонтных и строительных работ, если они не повлекут за собой изменений целевого назна-чения, архитектурного облика сложившейся застройки и отдельных сооружений, их высоты и размера, плотности застройки, не затронут конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных ком-муникаций, а также в случае возведения на строительных площадках временных зданий и сооружений, необходимых для организации строительных работ.
По работам, не требующим выдачи разрешения на строительство, Администрация города устанавливает вид согласований, предписаний и регламентов, заменяющих разрешение на строительство.
5.13. Разрешение на строительство в зонах с особым режимом регулирования градостроительной деятельности выдается по согласованию с соответствующими органами государственной власти.
5.14. Специальные разрешения (предписания) выдаются:
органами охраны окружающей природной среды - на работы в зонах особо охраняемых территорий, природных ландшафтов;
органами охраны памятников истории и культуры - на производство земляных, строительных и других работ в зонах охраны памятников культуры, а также снос, изменение, перемещение памятников истории и культуры;
органами пожарной безопасности - на строительство высотных жилых домов и общественных зданий в целях обеспечения требований безопасности особого режима эксплуатации;
органами гражданской обороны - для обеспечения безопасности населения, защиты режимных объектов, морских и воздушных сооружений;
иными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.15. По решению Администрации города специальные разрешения (предписания) могут являться составной частью разрешения на строительство или необходимым приложением к нему.
6. Разрешение на снос, снос самовольно возведенных строений
6.1. Разрешение на снос (полный или частичный) является официальным докумен-том Администрации города, подтверждающим право собственника (владельца, пользователя) городской недвижимости (заказчика) производить снос зданий и сооружений, вырубку многолетних зеленых насаждений при осуществлении строи-тельной деятельности.
6.2. Разрешение на снос выдается Администрацией города на основании запроса собственника (владельца, пользователя) городской недвижимости в порядке, уста-новленном для выдачи разрешения на строительство.
6.3. Администрация города вправе отказать собственнику (владельцу, поль-зователю) недвижимости в предоставлении разрешения на снос зданий и соору-жений, вырубку многолетних зеленых насаждений в случаях, когда последние являются объектами значительного градостроительного, общественного и эколо-гического значения и обеспечивают сохранение архитектурного облика застройки.
6.4. Администрация города в особых случаях при отказе в разрешении на снос может предоставить собственникам (владельцам, пользователям) недвижимости финансовые субсидии и льготные кредиты на ремонт зданий и сооружений.
6.5. В выдаче разрешения на снос может быть отказано до получения разрешения на новое строительство или другое официальное использование участка на месте предполагаемого сноса.
6.6. В случае, если юридические или физические лица осуществляют застройку земельных участков с предварительным сносом существующих зданий и соору-жений, условия и порядок сноса объектов недвижимости определяются договором застройки.
6.7. Отказ в выдаче разрешения на снос может быть обжалован в судебном порядке.
6.8. Всякое строение или сооружение, возведенное или установленное в нарушение настоящего Положения, подлежит сносу в соответствии с Положением о порядке сноса самовольно возведенных построек на территории г.Новгорода, утвержденным решением Новгородской городской Думы от 20.11.97 № 266.
7. Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении застройки земельных участков
Граждане и юридические лица обязаны:
7.1. Осуществлять строительную деятельность в соответствии с градостроительны-ми правовыми нормативными актами, строительной и проектной документацией, выполненной с учетом обязательных требований строительных норм и правил, сог-ласованной и утвержденной в установленном порядке, а также специальными раз-решениями и предписаниями, установленными в регистрационных документах государственного градостроительного кадастра; регулировать свои взаимоотноше-ния с другими субъектами градостроительной деятельности на основе заключен-ного договора;
7.2. Руководствоваться строительными нормами и правилами, другими норматив-ными документами, устанавливающими требования к теплозащите ограждающих конструкций и установке приборов регулирования, контроля и учета теплоэнерго-ресурсов и воды, в том числе постановлением Администрации города от 05.01.98 №1 “Об экономии энергоресурсов при проектировании, строительстве, капиталь-ном ремонте и эксплуатации объектов в городе Новгороде”;
7.3. При общестроительных и монтажных работах применять доброкачественные строительные материалы и изделия, детали и конструкции, имеющие соответст-вующие документы (паспорта, сертификаты и т.п.), удостоверяющие их качество. Впервые производимые или импортируемые материалы, изделия и конструкции применять при наличии подтверждения их пригодности для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации и Новгородской области;
7.4. Не допускать нарушений требований строительных норм и правил, технических условий, технологической последовательности при производстве строительно-монтажных работ;
7.5. Исключать действия, оказывающие вредное влияние на окружающую среду, историко-культурное и природное наследие, ведущие к необоснованным изменениям городских природных ландшафтов, ухудшению состояния жилищного фонда, объектов общего пользования и инженерно-транспортной инфраструктуры, а также затрагивающие интересы третьих лиц, создающие неудобства владельцам соседних земельных участков и другой недвижимости;
7.6. Проводить за свой счет работы по содержанию в надлежащем состоянии зданий, сооружений и иных объектов, находящихся на предоставленных им земель-ных участках, по благоустройству и озеленению этих участков в соответствии с проектной документацией, градостроительными, экологическими, санитарно-гиги-еническими, противопожарными и иными специальными нормами и требованиями;
7.7. Осуществлять застройку предоставленного им земельного участка в сроки, установленные разрешением на строительство;
7.8. Исполнять в обязательном порядке предписания органов архитектуры и градостроительства, органов государственного надзора, предъявляемые в пределах их полномочий, давать письменные объяснения и обязательства по устранению выявленных нарушений;
7.9. Оказывать содействие должностным лицам органов архитектуры и градострои-тельства, органов контроля (надзора) в осуществлении ими своих полномочий;
7.10. В процессе строительства информировать инспекцию ГАСН об изменении условий, на которых производилась выдача разрешения, в том числе об измене-нии проектных решений;
7.11. В соответствии с приложением 2 вести постоянный квалифицированный технический надзор за качеством строительства объекта, а при отсутствии лицен-зии - передавать по договору выполнение своих функций: технический надзор, инжениринг, оформление правоустанавливающих, разрешительных и исполнитель-ных документов по ведению строительства - другому юридическому или физи-ческому лицу, имеющему соответствующую лицензию (кроме мелких объектов реконструкции и капремонта, индивидуального жилищного и гаражного строитель-ства). В соответствии с требованиями СНиП I.06.05-85* “Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений” заключать договоры на ведение авторского надзора согласно
приложению 3;
7.12. Предоставлять организациям, ведущим государственный градостроительный кадастр и мониторинг, достоверные сведения об использовании находящихся в их распоряжении земельных участков и другой недвижимости;
7.13. При финансировании строительства жилья за счет внебюджетных источников, включая долевое участие, создавать юридическое лицо с государственной регист-рацией в виде товарищества собственников жилья или жилищно-эксплуата-ционного кооператива и заключать с соответствующими службами города догово-ры на текущее обслуживание дома после приемки его в эксплуатацию;
7.14. По окончании строительства, реконструкции и других видов градостроитель-ной деятельности необходимо ввести объект в эксплуатацию; зарегистрировать в установленном законодательством порядке соответствующие права на объект; представить в органы статистики соответствующую информацию по принятому в эксплуатацию объекту.
Жилые дома и объекты гражданского назначения, финансируемые за счет средств городского бюджета, передаются в муниципальную собственность; финансируемые за счет внебюджетных источников - в общую, частную или иную собственность.
Инженерные коммуникации, принятые Государственной приемочной комиссией, передаются в муниципальную собственность.
8. Контроль за осуществлением строительной деятельности
8.1. Контроль за осуществлением строительной деятельности направлен на обеспечение реализации государственной политики в области строительства, охраны и использования земель в соответствии с градостроительной докумен-тацией, государственными и местными нормативами и правилами, Правилами землепользования и застройки в Новгороде.
8.2. Контроль за осуществлением работ по строительству, реконструкции, комп-лексному капитальному ремонту объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, строи-тельными нормами и правилами возлагается на комитет по архитектуре и градо-строительству Администрации города и инспекцию ГАСН. Порядок взаимодейст-вия вышеназванных органов при осуществлении государственного контроля в области градостроительства определяется Администрацией города.
Контроль за соблюдением участниками строительства организационно- правового порядка ведения строительства объектов, а также за соответствием выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций государственным стандартам, техническим условиям, сертификатам и другим документам, удостоверяющим их качество, возлагается на инспекцию ГАСН.
При этом должностные лица комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города и инспекции ГАСН в пределах их компетенции имеют право:
привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к административной ответственнос-ти;
направлять в соответствующие органы материалы для привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
предъявлять в суд иски о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если строительная деятельность ведется с нарушением законода-тельства Российской Федерации о градостроительстве;
принимать в установленном порядке участие в приемке законченных строитель-ством объектов;
получать от участников строительства всю нормативно-техническую, исполнитель-ную и проектную документацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций;
беспрепятственно посещать объекты строительства и предприятия по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, расположенные на территории города;
в пределах своих полномочий давать предписания об устранении допущенных нарушений утвержденных проектов, строительных норм и правил, стандартов, технических условий, другой нормативно-технической документации обязательные для исполнения участниками строительства и изготовителями строительных материалов, изделий и конструкций;
принимать решения о прекращении строительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Должностные лица инспекции ГАСН имеют дополнительные права:
направлять в соответствующие финансово-кредитные органы, обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строи-тельства в случае его приостановления;
привлекать независимых экспертов, хозрасчетные центры, посреднические фирмы, другие организации для подготовки заключений по вопросам, находящимся в компетенции органов Госархстройнадзора России;
направлять в органы Госстатистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушениями установленного порядка и подлежащих исключению из госстатистики;
требовать в необходимых случаях от подрядчика, заказчика, изготовителя строительных конструкций и изделий выборочного вскрытия отдельных конст-руктивных элементов зданий и сооружений, проведения дополнительных лабора-торных и других испытаний, съемок, замеров;
приостанавливать действие лицензий на осуществление строительной деятельности на срок до трех месяцев и направлять в установленном порядке в соответствующие лицензионные центры представления о лишении организаций и предприятий, допускающих грубые правонарушения требований проектов и нормативно-техни-ческой документации, лицензии на осуществление строительной деятельности;
вносить предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные для исполнения предписания по устранению в проектной документации допущенных ошибок и нарушений.
8.3. Контроль за использованием и охраной земель (госземконтроль) возлагается на:
комитет по земельным ресурсам и землеустройству города;
комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города;
инспекцию ГАСН;
городской комитет по охране природы;
центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Функции, права и обязанности должностных лиц , осуществляющих госземконт-роль, определены Положением о порядке осуществления государственного контро-ля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 №1362 и Инструкцией о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Минстроя России, утвержденной приказом Госудрственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 02.03.94 №17-14.
9. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве
9.1. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство, рекон-струкцию, комплексный капитальный ремонт и другие изменения объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) или с нарушением утвержденной градостроительной и проектной документации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации от 17.12.92 №4121-1 "Об адми-нистративной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объедине-ний за правонарушения в области строительства", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.95 N 169 "Об архитек-турной деятельности в Российской Федерации", Законом РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", земельным законо-дательством Российской Федерации и Новгородской области, иными норматив-ными правовыми актами.
9.2. Порядок применения законодательства при осуществлении государственного контроля в области градостроительства определяется Администрацией города.
9.3. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
10. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении строительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве
10.1. Граждане и юридические лица, причинившие вред среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодатель-ства Российской Федерации о градостроительстве, обязаны в полном объеме возместить причиненный ими вред.
10.2. Порядок возмещения вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
11. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
11.1. Приемке в эксплуатацию подлежат все законченные строительством объекты нового строительства, а также объекты комплексного капитального ремонта и реконструкции; приемка осуществляется Государственной приемочной комиссией в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87;
11.2. Государственная приемочная комиссия назначается распоряжением Адми-нистрации города. В своей деятельности Госкомиссия руководствуется требова-ниями СНиП 3.01.04 - 87.
Председателем Государственной приемочной комиссии является заместитель Главы администрации города.
Заместителем председателя Государственной приемочной комиссии является начальник инспекции ГАСН или его заместитель.
Членами Государственной приемочной комиссии являются:
представитель заказчика (застройщика);
председатель комитета по архитектуре и градостроительству Администрации горо-да или его заместитель;
представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству города;
главный архитектор (главный инженер) проекта;
представители:
инспекции Государственного пожарного надзора;
Центра государственного санэпиднадзора в г.Новгороде;
муниципального учреждения "Бюро технической инвентаризации";
комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города;
эксплуатирующих организаций (МЖЭП, ТСЖ и т.п.);
других органов и организаций в соответствии с требованиями СНиП 03.01.04-87.
11.3. Объекты могут приниматься в эксплуатацию в целом “под ключ” и по очередям строительства, предусмотренным проектом, или в соответствии с обосно-ванным решением заказчика (застройщика), согласованным с авторами проекта и комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города, а также если это предусмотрено договором подряда (контрактом) на строительство.
Договором устанавливаются, в частности, стадии приемки в эксплуатацию (приемка по мере готовности строительной части и отдельных видов строительно-монтажных работ, оборудования после индивидуальных испытаний, пусконаладоч-ных работ и комплексного опробования, сдача объекта в гарантийную эксплуата-цию и т.п.), сроки уведомления заказчика исполнителем работ о готовности к приемке, гарантии исполнителя работ по качеству и другие необходимые условия.
11.4. По желанию инвесторов (собственников квартир), если это предусмотрено договорами подряда и договорами с участниками долевого строительства, допус-кается приемка в эксплуатацию многоквартирных жилых домов с неполной внут-ренней отделкой квартир и мансардного этажа.
При этом в квартирах в обязательном порядке должны быть выполнены все несущие и ограждающие конструктивные элементы, перегородки, стояки и развод-ка отопления помещений с установкой всех нагревательных приборов, стояки горя-чей и холодной воды с запорной арматурой по квартирам, стояки канализации и газопровода, установлены входные двери и остекленные оконные блоки, вводное устройство электроснабжения, выполнены вводы слаботочных сетей и другие аналогичные действия по согласованию с инспекцией ГАСН. Отвод от газового стояка в квартире до размещения крана с разводкой на газовые приборы (устройства) должен быть заварен наглухо.
11.5. Мокрые процессы по отделке квартир (штукатурка, наливные полы, затирка и побелка потолков, стен, цементные стяжки и др.) их владельцы должны выполнить до окончания отделочных работ в целом по дому.
Перепланировка квартир по желанию собственников в процессе строительства и после ввода дома в эксплуатацию не допускается без соответствующего изменения проектно-сметной документации и согласования её в установленном порядке.
В квартирах, собственники которых не определены на момент ввода в эксплуатацию жилого дома, должны быть выполнены в полном объеме все общестроительные, отделочные, сантехнические и другие работы. Расходы по эксплуатации квартир до их продажи несет заказчик (застройщик).
11.6. При строительстве мансардного этажа с неполной внутренней отделкой должны быть выполнены в обязательном порядке ограждающие стены и пере-городки (как продолжение межквартирных перегородок) с устройством утепления полов по проекту и установкой входной двери, лестничные марши и площадки для входа на мансардный этаж. Плиты перекрытий верхнего этажа должны соответст-вовать по расчетной нагрузке плитам перекрытия типового этажа.
11.7. В случаях осуществления строительства помещений в подвальном, мансард-ном этажах жилого дома на стадии предъявления объекта Государственной прие-мочной комиссии заказчик (инвестор) заключает с приобретателем этих помещений договор, в котором в качестве обременения помещения устанавливается обяза-тельство владельца помещения по обеспечению беспрепятственного доступа пред-ставителей эксплуатирующих организаций к объектам общего имущества (инже-нерное оборудование и др.), находящегося в помещении (проходящего через него) и выполнению их требований по надлежащей эксплуатации этого имущества.
11.8. Строительство мансардного этажа осуществляется при наличии в проектно-сметной документации этого объекта. Передача права застройки третьим лицам (в том числе и приобретателям жилых помещений в данном кондоминиуме) возможна только в том случае, если в Уставе товарищества собственников жилья предус-мотрено это особое право застройщика в соответствии с п.12.4 настоящего Положения.
11.9. На момент ввода жилого дома в эксплуатацию все владельцы квартир должны быть извещены в письменном виде о приемке отдельных квартир и мансардного этажа (при его наличии) с неполной внутренней отделкой.
11.10. На стадии производства строительно-монтажных работ заказчиком (застройщиком) определяется управляющий (физическое или юридическое лицо), имеющий соответствующую лицензию, который после приемки в эксплуатацию завершенного строительством жилого дома намерен заниматься его эксплуатацией. При этом оформляется соответствующий двухсторонний протокол о намерениях, на основании которого с управляющим заключается договор об эксплуатации жи-лого дома. Договор прилагается к акту рабочей комиссии о приемке в эксплуата-цию законченного строительством объекта.
Для управления вновь создаваемым кондоминиумом заказчик (застройщик) может организовать товарищество собственников жилья в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом “О товариществах собственников жилья”.
11.11. Заказчику (застройщику) при предъявлении объекта Государственной прие-мочной комиссии необходимо представить договоры, заключенные с организа-циями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
11.12. До момента, указанного в договоре об эксплуатации жилого дома, обязательства по его эксплуатации выполняет заказчик (застройщик).
11.13. После предъявления объекта Государственной приемочной комиссии и утверждения акта, заказчику (застройщику) необходимо осуществить передачу на-ружных сетей и оборудования, газовых сетей и оборудования в хозяйственное ведение специализированным организациям.
11.14. Порядок подачи заявок по приемке объектов, работы приемочных комиссий, утверждения актов, перечень представляемых документов и материалов установлен СНиП 3.01.04-87 и приложением 4 "Приемка в эксплуатацию законченных строи-тельством объектов" к настоящему Положению.
11.15. Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства, в том числе по охране труда и технике безопасности, строительных, санитарных, экологических и других норм, не допускается.
11.16. Заказчик, исполнитель работ, автор проекта и участники инвестиционного процесса в установленном порядке несут ответственность за нарушение указанных требований и за ущерб, который может нанести объект правам или интересам граждан, юридических лиц и государства, охраняемым законом.
11.17. Основанием для заключения договоров с ресурсоснабжающими организация-ми являются:
учредительные документы организации, осуществляющей управление кондомини-умом;
договор на управление кондоминиумом.
11.18. Приемка в эксплуатацию объектов после капитального ремонта осуществляется в соответствии с требованиями ВСН-85(р).
12. Организация товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме в соответствии с Федеральным законом
“О товариществах собственников жилья”
12.1. Товарищество собственников жилья (далее - товарищество) может быть образовано на любой стадии строительства жилого дома после отвода земельного участка под застройку.
12.2. Для осуществления регистрации товарищества во вновь создаваемом кондо-миниуме необходимо представить следующие документы:
заявление, подписанное лицом или лицами, образующими товарищество;
Устав товарищества собственников жилья, принятый заявителями;
копия разрешения на выполнение строительно-монтажных работ;
другие документы, перечень которых устанавливается законодательством, иными правовыми или нормативными актами.
12.3. Для осуществления функций по управлению вновь создаваемым кондоми-ниумом, на базе которого зарегистрировано товарищество, заказчик (застройщик) может на основе договорных отношений привлечь управляющего (физическое или юридическое лицо), имеющего соответствующую лицензию.
12.4. В Уставе товарищества застройщик может предусмотреть следующие особые права :
сохранять за собой после начала продажи помещений права на застройку, строи-тельство или пристройку дополнительных помещений или объектов общего иму-щества во вновь создаваемом кондоминиуме на срок не более трех лет с момента создания товарищества;
установить строительный сервитут на объекты общего имущества для осуществ-ления своих прав на застройку;
иметь административные офисы по продаже и управлению в помещениях кондоми-ниума, принадлежащих застройщику;
иные права, соответствующие целям застройщика, не противоречащие законодательству и не ущемляющие права товарищества.
12.5. Никакие дополнения или изменения, относящиеся к особым правам застройщика, в Устав товарищества не могут быть внесены без согласия застрой-щика.
12.6. Право голоса застройщика в товариществе имеет следующие ограничения:
после передачи прав собственности на 30% помещений в кондоминиуме другим домовладельцам, кроме застройщика, как миниум 30% членов правления должны быть избраны путем голосования этих домовладельцев;
после передачи прав собственности на 40% помещений в кондоминиуме другим домовладельцам, кроме застройщика, как миниум 40% членов правления должны быть избраны путем голосования этих домовладельцев;
после передачи прав собственности на более чем 50% помещений в кондоминиуме другим домовладельцам, кроме застройщика, или через два года после регистрации товарищества все члены правления должны быть избраны путем голосования этих домовладельцев.
12.7. Выборы членов правления должны проводиться на общем собрании това-рищества в срок не более 60 дней после события, обусловившего необходимость та-ких выборов.
12.8. Любой договор на управление, обслуживание и эксплуатацию, договор трудо-вого найма, договор аренды, а также любой другой договор, заключенный между товариществом и застройщиком или его филиалом в период, когда застройщик осуществляет контроль над правлением товарищества, может быть прекращен това-риществом без применения к нему штрафных санкций в любой момент времени, о чем другая сторона должна быть уведомлена не менее чем за 60 дней.
12.9. Ни товарищество, ни кто-либо из домовладельцев в кондоминиуме не несут ответственности по искам к товариществу, возникшим в период, когда застройщик осуществлял контроль над правлением товарищества, или по искам, связанным с осуществлением застройщиком особых прав.
Застройщик освобождает товарищество и домовладельцев от таких исков и прини-мает на себя всю ответственность.
12.10. Владельцы помещений в мансардных этажах и подвалах обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей эксплуатирующей организации к инже-нерному оборудованию, обеспечивающему жизнедеятельность жилого дома, и выполнять требования этих представителей по надлежащей эксплуатации инже-нерного оборудования.
12.11. Другие вопросы, касающиеся деятельности товарищества, регулируются Федеральным законом “О товариществах собственников жилья”.
13. Ответственность за неисполнение настоящего Положения
Ответственность за неисполнение настоящего Положения устанавливается в соот-ветствии с действующим законодательством.
___________
Приложение 2
к Положению о регулировании градостроительной деятельности
на территории Великого Новгорода
Технический надзор заказчика
1. Технический надзор осуществляется заказчиком - застройщиком действующего предприятия (организации), строительного комплекса, а также отдельных зданий и сооружений в течение всего периода строительства объекта. Свою деятельность заказчик - застройщик обязан подтверждать соответствующей лицензией на каж-дый вид работ и услуг.
2. Для осуществления технического надзора заказчик-застройщик своим приказом персонально по каждому объекту строительства назначает инженера- куратора.
3. Основной задачей технического надзора является контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества выполнения строительно- монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооруже-ния и капитального ремонта объектов утвержденным в установленном порядке проектам и сметам.
4. На работников, осуществляющих технический надзор, возлагаются следующие обязательства:
принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектно- сметной документации;
проверка наличия документов, удостоверяющих качество применяемых в строи-тельстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертифи-катов, результатов лабораторных испытаний и др.);
контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным реше-ниям, требованиям строительных норм и правил, стандартов и других нормативных документов;
освидетельствование и оценка совместно с работниками организации - подрядчика выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
осуществление промежуточной приемки и испытания ответственных конструкций зданий и сооружений - опор и пролётных строений мостов, емкостных сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций, трубопроводов и т.п. по мере их готовности, при участии представителей генподрядной и специализи-рованной (монтажной) организации, а также проектных организаций;
контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации;
проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ, затрат на устранение де-фектов и переделки;
контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесение в неё изменений в связи с выявленными при производстве строительно-монтажных работ недостатками и дефектами;
контроль исполнения подрядными организациями указаний авторского надзора и предписаний инспекции ГАСН;
участие в проверках качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приёмке рабочими (приёмочными) комиссиями;
участие в освидетельствовании объектов, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства этих объектов, а также в проведении оценки их технического состояния при передаче подрядным организациям для продолжения работ;
участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, ведомст-венными инспекциями и комиссиями;
извещение инспекции государственного архитектурно-строительного надзора о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и об объёмах работ по ликвидации аварий.
При осуществлении технического надзора заказчик-застройщик руководствуется действующими законодательными нормативными документами Российской Феде-рации, правовыми актами Новгородской области и Великого Новгорода, Положе-нием о регулировании градостроительной деятельности на территории Великого Новгорода.
______________
Приложение 3
к Положению о регулировании градостроительной деятельности
на территории Великого Новгорода
Авторский надзор
1. Авторский надзор проектных организаций за строительством осуществляется на основе договора, заключенного между генеральным проектировщиком (или, по его поручению, специализированной проектной организацией на ту часть проекта, автором которой она является) и заказчиком на весь период строительства. К договору прилагаются: план - график, приказ проектной организации по авторско-му надзору с указанием персональных лиц по каждому разделу проекта, перечень основных видов работ и работ, скрываемых следующими работами и конст-рукциями, а также сметы на полную стоимость осуществления авторского надзора проектной организации за строительством.
2. Авторский надзор осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 1.06.05-85* “Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений”.
3. Работники авторского надзора должны вести журнал авторского надзора по форме согласно требованиям СНиП 1.06.05 - 85*. Журнал ведется в двух экзем-плярах: один экземпляр находится на объекте, а второй (контрольный ) - в проект-ной организации.
4. Замечания и указания работников авторского надзора обязательны для испол-нения всеми участниками строительства объекта.
5. Права и ответственность проектных организаций по осуществлению авторского надзора определены действующим законодательством и требованиями СНиП 1.06.05 - 85*.
_______________
Приложение 4
к Положению о регулировании градостроительной деятельности
на территории Великого Новгорода
Приемка Государственной приемочной комиссией в эксплуатацию законченных строительством объектов
1. Проведение Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию закон-ченного строительством объекта осуществляется на основании заявки представ-ляемой заказчиком (застройщиком) председателю Госкомиссии после устранения всех недоделок, выявленных рабочими комиссиями, но не менее чем за 30 дней до установленного срока приемки объекта. К заявке необходимо приложить:
акт рабочей комиссии (приложение 3 к СНиП 3.01.04-87);
справку об устранении всех недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
договор об эксплуатации жилого дома;
перечень согласований по изменениям проектно-сметной документации;
список ответственных работников, которых необходимо дополнительно включить в состав Госкомиссии;
В заявке указываются: наименование объекта, проектная мощность, номер позиции по генплану, микрорайон, квартал, почтовый адрес, предполагаемые срок и время проведения Госкомиссии;
2. Председатель Госкомиссии на основании заявок принимает решение о проведе-нии Госкомиссии, определяет дату, время и график работы на предъявляемых к приемке объектах, инспекция ГАСН доводит эти сведения до заказчика.
3. Заказчик обязан оповестить всех членов Госкомиссии и организовать их едино-временную доставку на объект.
4. В период работы Госкомиссии заказчик (застройщик) представляет следующие документы:
4.1. Разрешительные документы:
распоряжение Администрации города о предоставлении земельного участка под строительство;
разрешение инспекции ГАСН на производство строительно-монтажных работ;
правоудостоверяющие документы на земельный участок;
правоудостоверяющие документы на объект (при реконструкции и капремонте);
исходные данные для проектирования;
лицензии подрядных организаций на осуществление строительной деятельности;
лицензии эксплуатирующей организации на соответствующие виды деятельности по эксплуатации объекта;
4.2. Справочные материалы:
о фактической мощности объекта (общая площадь, количество квартир);
о работах , выполнение которых переносится на более поздний срок;
об обеспечении объекта электроэнергией, водой, газом, теплом;
о комплектации мебелью, инвентарем, техническим оборудованием (для объектов социально-культурного назначения);
справки городских эксплуатирующих предприятий о том, что наружные коммуни-кации холодного, горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энерго-снабжения (указать расчетную потребляемую мощность), газоснабжения, связи (телефонизация, радиофикация) выполнены в соответствии со строительными нор-мами, правилами и техническими условиями и обеспечат нормальную эксплуа-тацию объекта;
справку о соответствии вводимых в действие мощностей, мощностям, предусмот-ренным в проекте;
документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтроль-ных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав Госкомиссии;
результаты бактериологических и химических анализов горячей и холодной воды, замера уровней шумов от электрооборудования, вентиляционных систем, лифтов;
замеры уровней радиации (по объектам гражданского назначения);
перечень строительных организаций, осуществивших строительство объекта;
выписку из титульного списка (если строительство велось пусковыми комплек-сами);
4.3. Исполнительную и техническую документацию:
геодезическую разбивочную основу для строительства;
поэтажную геодезическую съемку несущих строительных конструкций (фундамен-тов, плит перекрытий, лифтовых шахт и т.п.);
геодезическую съемку отметок верха дорожного покрытия, растительного грунта, люков, колодцев;
исполнительную схему фундаментов, свайного поля;
геологические условия строительной площадки;
исполнительные схемы по инженерным сетям холодного и горячего водоснабже-ния, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газификации, телефонизации, радиофикации;
комплект рабочих чертежей;
сертификаты и технические паспорта на строительные конструкции, материалы и изделия, технологическое оборудование;
4.4. Акты испытаний:
технологического оборудования (в том числе, приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии);
электрооборудования и электроустановок;
электросетей (внутренних и наружных);
систем вентиляции;
пожарной сигнализации;
молниезащиты, систем автоматики и диспетчеризации;
прозвона телефонных, телевизионных сетей, радиопроводки;
систем газоснабжения (на герметичность трубопроводов низкого давления и газопроводных вводов);
сетей горячего и холодного водоснабжения;
внутренней канализации ( акт на пролив );
дренажных устройств;
ливнестоков;
внутренних систем водоснабжения;
герметичности мусоропровода (для жилых домов);
приборов учета расхода тепла, воды, газа;
4.5. Иные акты:
об освидетельствовании скрытых работ, подписанные представителями техничес-кого и авторского надзора, подрядных организаций;
проверки эффективности работы вентиляционных каналов и дымоходов, подписан-ные соответствующими службами;
наладки испытаний и приемки в эксплуатацию лифтового хозяйства, подписанные представителями заказчика, подрядной, монтажной и эксплуатирующей организа-ции, государственным инспектором Госгортехнадзора;
Госкомиссии о приемке в эксплуатацию объекта, законченного строительством (приложение 5 к СНиП 3.01.04-87) .
5. Все перечисленные в п.4 документы, акты, справки после изучения членами Гос-комиссии передаются на хранение заказчику.
6. После подписания акта Госкомиссии всеми членами комиссии и предоставления необходимых документов инспекция ГАСН готовит проект распоряжения об утвер-ждении акта Госкомиссии.
7. Датой ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта считается дата утверждения Администрацией города акта Госкомиссии. Рассмотрение акта по приемке в эксплуатацию объектов, принятие решений по результатам возражений отдельных членов комиссии и утверждение акта Администрацией города осущест-вляются после подписания акта в срок не более 7 дней - по объектам гражданского назначения и 30 дней - по объектам производственного назначения.
8. Заказчик несет ответственность за полноту, достоверность и объективность представляемой Госкомиссии информации и документации, а также за её сохран-ность.
9. В исключительных случаях указанный перечень представляемых материалов мо-жет быть изменен по согласованию с председателем Госкомиссии, о чем должна быть сделана соответствующая запись в приложении к акту.
____________
Документ подписан и не подлежит изменению
25.02.99 № 574, 23.09.04 № 788, 25.12.03 №654, 24.06.04 № 751, 26.11.98 № 505, 28.03.02 №325 , 28.11.01 № 257, 08.09.00 № 1031, Отменен решением от 28.09.2006 № 364