Российская Федерация
Дума Великого Новгорода

Р Е Ш Е Н И Е

от 01/31/2002299
Великий Новгород

Об утверждении Программы социальной защиты населения Великого Новгорода на 2002 год
В целях осуществления социальной политики и обеспечения социальной защиты жителей города Дума Великого Новгорода
РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемую Программу социальной защиты населения Великого Новгорода на 2002 год.
2. Определить на реализацию указанной Программы финансовые средства в сумме 121983 тыс. руб., в том числе: из фонда компенсаций – 69208 тыс. руб.; из городского бюджета – 52775 тыс. руб., в том числе на реализацию мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных жителей города – 2000 тыс. руб.
3. Поручить Администрации Великого Новгорода обеспечить финансирова- ние Программы социальной защиты населения Великого Новгорода в 2002 году в пределах сумм, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

Заместитель Председателя Думы Великого НовгородаС.Э.Бессонов

УТВЕРЖДЕНА
решением городской Думы

от 31.01.2002 № 299


П Р О Г Р А М М А

социальной защиты населения Великого Новгорода на 2002 год

I. Паспорт Программы


Наименование Программы - Программа социальной защиты населения
Великого Новгорода на 2002 год

Разработчик Программы - комитет по социальным вопросам и охране
здоровья населения Администрации города

Исполнители Программы - комитет по социальным вопросам и охране
здоровья населения Администрации города;

комитет экономики и финансов Администрации
города;

комитет по строительству и жилищно-
коммунальному хозяйству Администрации города;
муниципальные учреждения и предприятия,
входящие в систему социального обслуживания
населения

Цели Программы - дальнейшее развитие системы социальной защиты
населения города

Задачи Программы - обеспечение реализации установленных федераль-
ным и региональным законодательством,
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления
социальных гарантий и
льгот;

упорядочение и повышение эффективности
системы социальной поддержки на основе
целевой адресной помощи малообеспеченным
гражданам;

развитие муниципальной системы социального
обслуживания населения

Срок реализации Программы - 2002 год

Источники финансирования - федеральный бюджет - 69208 тыс. руб.
городской бюджет - 52775 тыс. руб.
внебюджетные средства - 3420 тыс. руб.

II. Обоснование необходимости разработки Программы
2.1. Характеристика проблемы

Социально-экономические преобразования последнего десятилетия оказали негативное влияние на обеспечение жизнедеятельности семей с несовершеннолетними детьми, пенсионеров, инвалидов и других категорий населения. В настоящее время установленные в качестве социальных минимумов размеры минимальной заработной платы, пенсий, пособий являются чисто номинальными и далеки от реальных потребностей.
Актуальность проблемы определяется низким уровнем жизни вышеуказан- ных категорий населения, когда темп роста величины прожиточного минимума опережает темпы роста минимальной заработной платы и минимальной пенсии; невыполнением в полном объеме социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством для пенсионеров и инвалидов. Негативные процессы, характеризующие положение наиболее нуждающихся категорий населения, в 2001 году развивались не столь быстрыми темпами, как в 1997-
1999 годах, но продолжают иметь место. Так, в 2001 году уменьшилась численность пенсионеров и инвалидов, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в связи с неоднократным повышением пенсий, но число семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума остается практически на прежнем уровне. В зоне социального риска
находятся неполные семьи с несовершеннолетними детьми, многодетные семьи, опекунские семьи и семьи с детьми-инвалидами.
Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость формирования комплекса мероприятий по оказанию дополнительной социальной поддержки с целью усиления социальной защищенности отдельных демографи- ческих групп населения, обеспечивающей их интеграцию в обществе.
В последние десять лет перечень льгот, установленных федеральным законодательством, значительно расширился, но основная тяжесть по их финансированию легла на местные бюджеты.
В 2001 году изменился механизм финансирования льгот, предусмотренных федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и “О государственных пособиях семьям, имеющим детей”, - предоставление льгот и пособий осуществлялось за счет федерального бюджета.
Основными задачами муниципальной системы социальной защиты населения в сфере предоставления льгот становятся создание информационной системы автоматизированного учета предоставления льгот жителям города и движения финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на эти цели.
Осуществление радикальных экономических реформ в современной России потребовало применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-бытовых и иных услуг для различных категорий населения.
В городе сложилась оптимальная система учреждений социального обслуживания населения, которая представлена 9 муниципальными учреждениями и 3 муниципальными предприятиями.
В последние годы одним из приоритетных направлений системы социальной защиты в городе является развитие социального обслуживания семьи и детей. Так, в 2001 году муниципальными учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено 58 тысяч услуг населению.
В 2002 году планируется развитие новых социальных технологий по оказанию помощи населению, расширение сети муниципальных учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема и расширение спектра предоставляемых ими социальных услуг.
2.2. Оценка социально-экономической ситуации в городе

Оценка социально-экономической ситуации в городе осуществляется с целью определения, с одной стороны, категорий населения города, нуждающихся в социальной защите, и их численности, с другой - финансовых и иных возможностей города по ее реализации.
Оценка проводится на основе анализа показателей, характеризующих демографическую структуру, уровень жизни и социальной защиты населения. Источниками информации являются данные статистической отчетности по городу и данные, имеющиеся в комитете по социальным вопросам и охране здоровья населения Администрации города.

Демографическая обстановка

По данным статистической отчетности численность постоянного населения города составляет 234973 человека.
Распределение численности населения города по демографическим группам в 2001 году отражено в следующей таблице:

Всего
Трудоспособные
Граждане старше трудоспособ-
ного возраста
Дети
Мужчины
16 – 59 лет
Женщины
16 – 54 лет
0 – 6 лет
7 – 18 лет
234973 чел.
77014 чел.
74542 чел.
44051 чел.
12010 чел.
34943 чел.

Уровень жизни и доходы населения

Доходы населения города складываются за счет заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других источников.
Основным источником доходов для большей части населения является заработная плата. Средняя заработная плата по городу за январь-сентябрь 2001 года составила 3105 рублей.
По состоянию на 1 декабря 2001 года размеры пособий, пенсий и других выплат составляли:
Наименование выплат
Величина выплат
(руб.)
Средняя пенсия (всего пенсионеров 57186 человек)
1146,8
Минимальная пенсия (5100 человек)
660
Среднее ежемесячное пособие на ребенка (27555 детей)
84
Среднее пособие по безработице (2819 человек)
923,08
Минимальная заработная плата
300,0
Выводы об уровне жизни населения города можно сделать проанализировав данные о численности граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума фиксирует уровень денежных доходов, обеспечивающих минимально допустимые условия поддержания активного
физического состояния человека. Среднедушевой прожиточный минимум по Новгородской области в 4 квартале 2001 года составил 1075 рублей.

Удельный вес граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума, можно представить следующим образом:
Наименование категории
Количество
Семьи с несовершеннолетними детьми (данные отдела назначения и выплаты государственных пособий на детей)
20730 семей
в том числе:
родители
26950 человек - 11,5%
дети
27550 человек - 11,7%
Пенсионеры по возрасту
4680 человек - 2,0%
Инвалиды
6170 человек - 2,6%
Всего
65350 человек - 27,8%
Данные об уровне дохода населения, приведенные в таблице, следует считать ориентировочными, поскольку нет статистической информации о доходах семей, в которых несовершеннолетние дети обучаются в учреждениях начального профессионального образования или среднего специального образования (эти семьи не получают государственные пособия на детей), и о доходах семей, в которых нет несовершеннолетних детей, поэтому реально количество семей, доходы которых ниже прожиточного минимума, в городе выше.
Численность малообеспеченных граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты на 1 января 2002 года, представлена в следующей таблице:
Наименование категории
Количество
Семьи с несовершеннолетними детьми
6500 семей
в том числе:
родители
8800 человек
дети
9200 человек
Пенсионеры и инвалиды
2100 человек
Прочие граждане
500 человек
Всего
20600 человек
Категории населения, пользующиеся льготами

По состоянию на 1 января 2002 года численность лиц, пользующихся льготами в соответствии с федеральным и региональным законодательством, составляла 43086 человек (75 процентов от общего количества пенсионеров), в том числе по категориям льготников:
Категория льготников
Количество человек
Участники Великой Отечественной войны
1548
Инвалиды Великой Отечественной войны
564
Бывшие малолетние узники
4680
Жители блокадного Ленинграда
414
Реабилитированные
536
Пострадавшие от политических репрессий
204
Воины-интернационалисты
12
Вдовы погибших (умерших) военнослужащих
486
Ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС
188
в том числе инвалиды
55
Ликвидаторы последствий аварии на ПО “Маяк”
17
Герои Социалистического Труда
6
Работники тыла
6536
Ветераны труда
17110
Инвалиды
10785
в том числе дети-инвалиды
916
Всего
43086


III. Основные принципы разработки Программы и критерии, дающие право на оказание социальной помощи

Настоящая Программа разработана на основе следующих принципов:
адресность - предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин;
гарантированность - обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право;
комплексность - предоставление одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) в зависимости от нуждаемости различных категорий граждан;
оперативное реагирование - своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, изменения уровня занятости трудоспособного населения и иных объективных причин.
Основными критериями, дающими право на оказание социальной помощи за счет средств городского бюджета, являются:
среднедушевой доход семьи ниже 60 процентов среднедушевого прожиточ- ного минимума, установленного распоряжением Администрации области;
невозможность получения дополнительного дохода (инвалиды и одинокие пенсионеры);
причинение материального ущерба вследствие стихийного бедствия, кражи, пожара, особо сложившихся обстоятельств.