ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить прилагаемый Порядок применения законодательства при осуществлении государственного контроля в области строительства, использования и охраны земель.
Приложения:
применения законодательства при осуществлении государственного контроля в области градостроительства, охраны и использования земель
2. В соответствии с вышеназванным законодательством установлены следующие виды правонарушений в области строительства и меры административного воздействия, применяемые к нарушителям:
2.1. Статья 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
"2.1.1. Строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка) - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;
2.1.2. Нарушение красных линий - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
2.1.3. Нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
2.1.4. Нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
2.1.5. Недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда."
2.2. Статья 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях :
"Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) - влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда."
2.3. Статья 2 Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства":
"за строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения юридические лица - штраф в размере ста тысяч рублей;
за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов:
юридические лица - штраф в размере от семисот пятидесяти тысяч рублей до одного миллиона рублей, если нарушение повлекло за собой потерю прочности, устойчивости;
в размере от пятисот тысяч рублей до семисот пятидесяти тысяч рублей, если нарушение повлекло снижение прочности, устойчивости;
в размере от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей, если нарушение повлекло снижение надежности;
за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных органами государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации юридические лица - штраф в размере от десяти тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей;
за осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии - юридические лица - штраф в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей;
за нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию - юридические лица - штраф в размере ста тысяч рублей;
2.3.1. В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.94 №726 "Об индексации и использовании сумм штрафов, налагаемых за правонарушения в области строительства" установлено, что суммы штрафов, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" подлежат индексации с коэффициентом 16,2 и в дальнейшем индексируются пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда.
Установление конкретных размеров штрафов производится в соответствии с приказом Госстроя России от 06.08.93 №17-59 "Об утверждении Рекомендаций по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства";
2.4. Статья 24 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что:
за отступление от архитектурного проекта в ходе его реализации без согласования с автором архитектурного проекта и органом, выдавшим разрешение на строительство, граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности - в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
за осуществление архитектурной деятельности без лицензии - лица (физические и юридические), штраф от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
за нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство - должностные лица - предупреждение или штраф в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
2.5. Статья 53 Закона РСФСР “Об охране и использовании памятников истории и культуры”:
"Лица, виновные в невыполнении правил охраны, нарушении режима зон их охраны, нарушающие порядок использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР."
"Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры.
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.
Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами памятников и утверждаются в установленном порядке.
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов."
Уголовная ответственность предусмотрена ст.243 Уголовного кодекса Российской Федерации - уничтожение или повреждение памятников истории и культуры:
2.5.1. Статья 87 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях “Нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры”:
"Нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 50 рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - в размере до 100 рублей."
В соответствии со ст.199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях рассмотрение дел о правонарушении, предусмотренном статьями 87 и 143 данного Кодекса, отнесено к компетенции административной комиссии Администрации города;
2.5.2. В целях возмещения ущерба, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами памятникам археологии, в соответствии со статьями 23, 54 Закона РСФСР “Об охране и использовании памятников истории и культуры”, постановлением Новгородской областной Думы от 28.06.95 №218 утверждена Временная методика возмещения ущерба, причиненного памятникам археологии, при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ. В соответствии с ней ущерб, причиненный памятникам археологии, исчисляется из стоимости проведения полного научного исследования 1 квадрата памятника археологии, в соответствии со сборником цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры, введенным в действие приказом Министерства культуры РСФСР от 05.11.90 №321 с учетом исторической значимости памятника археологии (устанавливается по категориям памятников):
а) культурный слой г. Новгорода: участки мощностью до 2 метров - коэффициент 20; участки мощностью от 2 до 4 метров - коэффициент 30; участки мощностью от 4 до 6 метров - коэффициент 40; участки мощностью свыше 6 метров - коэффициент 50;
б) комплекс оборонительных сооружений г. Новгорода: вал и ров Окольного города; вал, ров и территория Кремля - коэффициент 50;
в) охранная зона архитектурно-археологических объектов - коэффициент 50;
г) культурный слой и охранная зона “Рюрикова городища” - коэффициент 50.
3. Дела о правонарушениях, указанных в п.п. 2.1.1, 2.1.5, 2.3 и 2.4 настоящего Порядка, рассматриваются отделом ГАСН Администрации города в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и статьями 4, 5 Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Положением о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.07.93 №729;
Дела о правонарушениях, указанных в п.п. 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.5 настоящего Порядка рассматриваются комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и статьями 4, 5 Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Положением о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.07.93 №729.
4.1. В соответствии с п.15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.12.93 №1362, органы Минстроя Российской Федерации привлекают к административной ответственности за следующие виды правонарушений, установленных частью первой ст.125 Земельного кодекса РСФСР, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа:
"за самовольное занятие земельных участков, юридические лица - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, граждане - от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
за самовольное строительство, юридические лица - от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда, граждане - от трех до семи минимальных размеров оплаты труда;
за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, граждане - от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
за нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах, должностные лица - от четырех до десяти минимальных размеров оплаты труда."
4.2. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" установлена административная ответственность в виде штрафа:
"а) за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие, граждане - от одного до трех, должностные лица - от трех до десяти, юридические лица - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
в) за использование земельных участков не по целевому назначению, граждане и должностные лица - от трех до десяти, юридические лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
г) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, граждане - от пяти до десяти, должностные лица - от десяти до двадцати, юридические лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;"
4.3. Статья 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
"а) предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки - влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
б) нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
в) нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
г) размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;"
4.4. Отдел ГАСН Администрации города привлекает к административной ответственности:
за самовольное строительство;
за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами отдела ГАСН Администрции города.
Под строительством объекта без полученного в установленном порядке разрешения понимается новое строительство объекта, а также капитальный ремонт, реконструкция (перепланировка, изменение фасадов зданий, устройство крылец и другое), которое осуществляется с нарушением требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления Новгорода в области ведения строительства (реконструкции, перепланировки), а также положений Закона РСФСР “Об охране и использовании памятников истории и культуры (п.2.4. настоящего Порядка).
Под самовольным строительством (часть первая ст.125 Земельного кодекса РСФСР) понимается построенный объект недвижимости, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Применение конкретной меры административной ответственности (за строительство объекта без получения в установленном порядке разрешения или за самовольное строительство) производится отделом ГАСН, исходя из значительности нарушения, субъекта правонарушения и с учетом фактического состояния нарушения (деятельность по строительству, построенный (реконструированный) объект);
4.5. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города привлекает к административной ответственности:
за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами комитета;
4.6. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства установлен Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.12.93 №1362 и Инструкцией о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Минстроя России, утвержденной Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 02.03.94 №17-14;
4.7. Привлечение к административной ответственности за деяния, указанные в п. 4.3, а также за самовольное занятие земельных участков, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города, за исключением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, т.к. в соответствии с п.14 вышеназванного Положения - это компетенция городского комитета по охране природы.
За самовольное занятие земельных участков, связанных с установкой временных сооружений (гаражи, киоски, павильоны, стационарные лотки, склады, эллинги, рекламные щиты) - комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города;
4.8. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города привлекает к административной ответственности за правонарушения, установленные ст.66 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью первой ст.125 Земельного Кодекса РСФСР и п.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" в порядке, предусмотренном Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.12.93 №1362 с учетом положений, закрепленных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, регулирующих данные отношения.
Взаимодействие органов Администрации города Новгорода при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель
4.9. При обнаружении нарушения градостроительного законодательства должностное лицо органа, осуществляющего контроль за его соблюдением, составляет протокол о нарушении градостроительного законодательства. Одновременно с составлением протокола должностное лицо выдает предписание об устранении нарушений градостроительного законодательства, в котором устанавливает срок их устранения;
4.10. В случае установления отделом ГАСН Администрации города фактов нарушений земельного законодательства, рассмотрение которых отнесено в соответствии с Инструкцией от 02.03.94 №17-14 и настоящим Порядком к компетенции комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города, материалы о нарушении (протокол о нарушении и др.) направляются отделом ГАСН в течение 5 дней с момента оформления протокола о нарушении в данный комитет. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города в течение 15 дней дает экспертное заключение по факту нарушения и в течение последующих 5 дней направляет его в отдел ГАСН Администрации города для осуществления последней административного производства;
4.11. В случае выявления нарушений, рассмотрение которых не входит в компетенцию данного органа, материалы передаются в орган, имеющий право привлекать к административной ответственности за данный вид правонарушений.
5. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких органов, то дело рассматривается органом, первым выявившим нарушение и составившим протокол о нарушении земельного законодательства с уведомлением других органов в течение 10 дней с момента оформления протокола о правонарушении.
В случае установления фактов нарушения в области строительства, в области использования и охраны земель, связанных с памятниками истории и культуры, указанные выше органы Администрации города в обязательном порядке привлекают отдел по культурному наследию комитета по культуре и молодежной политике Администрации города в качестве эксперта для дачи письменного заключения по факту нарушения.
Отдел по культурному наследию комитета по культуре и молодежной политике Администрации города, установив факты нарушений в области охраны памятников истории и культуры, направляет информацию в административные органы (административный отдел, отдел ГАСН Администрации города, комитет по земельным ресурсам и землеустройству города) или правоохранительные для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
градостроительства
6.1. В соответствии со ст.66 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
6.1.1. Нарушение установленного порядка, разработки и утверждения градостроительной документации - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.2. Разработка градостроительной документации без соответствующих лицензий - влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.3. Нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.4. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов архитектуры и градостроительства - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.5. Предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.6. Нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон - влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.7. Незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.8. Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
6.1.9. Самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования - влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;"
6.2. Дела о правонарушениях, указанных в п.п.6.1.2, 6.1.4 и 6.1.5, рассматриваются отделом ГАСН Администрации города в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
6.3. Дела о правонарушениях, указанных в п.п. 6.1.4 - 6.1.8, рассматриваются комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
6.4. Дела о правонарушениях, указанных в п.п. 6.1.9 рассматриваются административным отделом Администрации города в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
7. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких органов, то дело рассматривается органом, первым выявившим нарушение и составившим протокол о правонарушении с уведомлением других органов в течение 10 дней с момента оформления протокола о правонарушении.