260.c Управление муниципальной (государственной) собственностью
Недействующее

Российская Федерация
Новгородская городская дума
Р Е Ш Е Н И Е
от   09/07/2000   №   1020
Великий Новгород

Об утверждении  Положения о по- рядке управления и распоряжения
муниципальной    собственностью Великого Новгорода
Мэр Великого Новгорода   А.В.Корсунов

Приложения:


УТВЕРЖДЕНО
решением городской Думы
от 08.09.2000 № 1020


П О Л О Ж Е Н И Е
 о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью
Великого Новгорода

I. Общие положения
Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Великого Новгорода (далее именуемое Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации,  Новгородской области и Великого Новгорода.
Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью Великого Новгорода является предметом ведения органов местного самоуправления, гарантированным Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,  Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".
Субъектом права муниципальной собственности  является муниципальное образование – Великий Новгород.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют Новгородская городская Дума, Мэр Великого Новгорода, Администрация Великого  Новгорода в пределах установленных правомочий, иные органы местного самоуправления, а также население города непосредственно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и Уставом Великого Новгорода.
Органы местного самоуправления  вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, не противоречащие действующему законодательству, определять в договорах и соглашениях условия и порядок использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

II. Состав муниципальной собственности
2.1. Собственностью Великого Новгорода являются объекты, находящиеся на его территории и за ее пределами, переданные городу в результате разграничения государственной   и муниципальной собственности, полученные или приобретенные муниципальным образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2.2. Собственность Великого Новгорода составляют:
муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
муниципальные  предприятия, организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
объекты муниципальной собственности, переданные в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;
имущество, закрепленное на праве оперативного управления и безвозмездного пользования за органами местного самоуправления;
имущество, созданное или приобретенное органами местного самоуправления за счет собственных средств или полученное безвозмездно;
доли (паи) имущественных вкладов в предприятиях различных форм собственности, акции акционерных обществ, иные ценные бумаги, находящиеся в муниципальной собственности города;
доли (паи) в уставном капитале предприятий различных форм собственности;
денежные и валютные средства местного бюджета (в ред. Решения Думы от 31.10.2001 № 252);
объекты интеллектуальной собственности;
иное движимое и недвижимое муниципальное имущество.
2.3. Казна Великого Новгорода.
Средства городского бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют казну Великого Новгорода.
Имущество казны может быть передано юридическим и физическим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
Имущество казны может быть объектом взыскания по обязательствам Великого Новгорода в случаях, предусмотренных законодательством.

III. Приобретение и регистрация права собственности на имущество и объекты муниципальной собственности
3.1. Право муниципальной собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке и наступают с момента их  государственной регистрации.
Наряду с государственной регистрацией права муниципальной собственности подлежат государственной регистрации и ограничения прав на нее, в том числе аренда, сервитут, ипотека, доверительное управление.
Государственная регистрация прав и ограничений осуществляется как на вновь созданное или приобретенное недвижимое имущество, так и на имущество, ранее учтенное в Реестре муниципальной собственности.
3.2. Оформление документов для государственной регистрации осуществляют:
3.2.1.  Права муниципальной собственности на недвижимое имущество, кроме земельных участков – комитет по управлению  муниципальным имуществом Администрации Великого Новгорода (далее именуемый КУМИ);
3.2.2. Права хозяйственного ведения и оперативного управления – правообладатели;
3.2.3. Права аренды нежилых помещений – арендаторы;
3.2.4. Ограничение права собственности (залог, ипотека, сервитут) – лицо, в чью пользу устанавливается ограничение;
3.2.5. Отчуждение муниципальной собственности – приобретающее право собственности лицо.

IV. Управление муниципальной собственностью
4.1. Управление муниципальной собственностью - организационно-
распорядительная деятельность органов местного самоуправления в области владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, направленная на обеспечение результативного функционирования городского хозяйства, решение задач социально-экономического развития города, организацию развитой системы услуг населению.

4.2. Формами управления муниципальной собственностью являются:
учет муниципальной собственности Великого Новгорода;
учреждение муниципальных предприятий и учреждений;
реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений;
участие в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля муниципальной собственности;
осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.
Полномочия Мэра города реализуются органом исполнительной власти -  КУМИ, уполномоченным от имени города осуществлять права и нести обязанности собственника в отношении имущества, принадлежащего Великому Новгороду на праве собственности, а также права и обязанности представителя в органах управления хозяйственных товариществ и обществ, имеющих в уставных капиталах акции (доли), являющиеся муниципальной собственностью.
Учет муниципальной собственности
Учет муниципальной собственности осуществляется посредством ведения Реестра муниципальной собственности.
Функции по ведению Реестра выполняет КУМИ согласно Положению о реестре муниципальной собственности, утвержденному постановлением Администрации города от 03.07.2000 № 90;
Учреждение, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений
Решения о создании и ликвидации муниципальных унитарных предприятий   принимаются Мэром города на основании совместного представления КУМИ и структурных подразделений Администрации города, на которые возложена коорди-
нация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (комитеты, отделы, управления) по согласованию с территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринима-
тельства в случаях, предусмотренных законодательством, о чем издается соответствующее распоряжение Администрации города.

Решения о создании и ликвидации муниципальных учреждений принимаются Мэром города по представлению структурных подразделений Администрации города, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
В качестве учредителя муниципального унитарного предприятия  выступает КУМИ или уполномоченное Мэром города структурное подразделение Администрации города, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
В качестве учредителя муниципального учреждения выступает структурное подразделение Администрации города, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
Решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия принимает учредитель по согласованию  с территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством.
Решение о реорганизации муниципального учреждения принимается уполномоченным структурным подразделением Администрации города, в случаях, требующих дополнительного финансирования, - Мэром города.
Управление деятельностью муниципального предприятия или учреждения осуществляет руководитель в соответствии с трудовым договором  (контрактом), заключаемым с учредителем.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений осуществляется учредителем.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений подлежит обязательному согласованию с заместителем Главы администрации города, курирующим соответствующую отрасль.
Уставы муниципальных унитарных предприятий и учреждений утверждает учредитель.
КУМИ формирует совместно с учредителем имущество муниципальных унитарных предприятий и учреждений, уставный фонд и передает им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Участие в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества
Управление закрепленными в муниципальной собственности пакетами акций (долями) открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, осуществляет КУМИ.
Для участия в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, имеющих в уставных капиталах акции (доли), являющиеся муниципальной собственностью, в соответствии с действующим законодательством назначаются представители, являющиеся муниципальными служащими, о чем издаются соответствующие распоряжения Администрации города.
Представители города в органах управления хозяйственных товариществ и обществ обязаны в установленном порядке согласовывать с КУМИ проекты решений органов управления хозяйственных товариществ и обществ, которые они будут вносить либо поддерживать.
Представители города в органах управления хозяйственных товариществ и обществ представляют в КУМИ не реже двух раз в год в порядке, установленном законодательством, отчеты о деятельности соответствующих товариществ и обществ.
Для осуществления контроля за сохранностью муниципального имущества КУМИ создает постоянно действующую комиссию, состав которой утверждается приказом по комитету.
Постоянно действующая комиссия КУМИ осуществляет контроль за сохранностью муниципального имущества посредством проведения проверок о наличии, выбытии, списании и ликвидации муниципального имущества. По результатам проверок оформляются соответствующие акты.
Выбывшие и ликвидированные основные средства исключаются из состава муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление согласно представленным актам, о чем издаются приказы по комитету.
Контроль за использованием по назначению муниципального имущества  КУМИ осуществляет посредством проверок соблюдения условий договоров хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, по результатам которых оформляются соответствующие акты.
Права, обязанности, ответственность сторон по договорам хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления об использовании имущества по назначению определяются условиями договоров.

V. Распоряжение муниципальной собственностью
Формами и способами реализации прав собственника в области распоряжения муниципальной собственностью являются:
прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), на основании решения Правительства Российской Федерации;
прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации (областная собственность), на основании постановления Администрации Новгородской области или решения комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области;
прием в муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, акционерных обществ, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, принадлежащего им на праве собственности;
передача муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление;
сдача муниципального имущества в аренду, передача в безвозмездное пользование;
отчуждение муниципальной собственности;
залог, страхование;
иные формы и способы реализации прав собственника в случаях, установленных законодательством;
контроль за соблюдением условий договоров о хозяйственном ведении и оперативном управлении, аренды  и иных договоров.

VI. Порядок приема-передачи имущества в муниципальную собственность
Прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 № 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-РП “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности”.(в  ред. постановления  от 28.06.2002 № 365)
Прием в муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, акционерных обществ, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, принадлежащего им на праве собственности, осуществляется на основании их обращения и соответствующего распоряжения Администрации города, или на основании договоров дарения, купли-продажи, заключенных с Администрацией города (в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
Решения о передаче муниципального имущества в аренду сроком свыше одного года, в безвозмездное пользование, кроме движимого имущества, доверительное управление, залог принимает Мэр города, о чем издаются соответствующие распоряжения.(в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
Сделки по признанию долга, сделки по отказу от прав, сделки, по  которым требуется привлечение средств местного бюджета, от имени муниципального образования заключает Дума Великого Новгорода (в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
Прием и передача муниципального имущества оформляются актами приема-передачи, которые являются неотъемлемой частью договоров купли-
продажи, дарения, безвозмездной передачи, аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления, а также иных сделок
(в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
Функции КУМИ по реализации прав собственника в области распоряжения муниципальной собственностью:
принимает решения о включении (исключении) объектов и имущества в Реестр муниципальной собственности, а также о внесении изменений об объекте по основаниям, указанным в пункте 3.2 Положения о реестре муниципальной собственности, о чем издаются приказы по комитету;
заключает договоры передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное  управление;
заключает договоры сдачи в аренду, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, производит страхование сдаваемых в аренду нежилых помещений;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению муниципального имущества в установленном законом порядке, о чем издаются приказы по комитету;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, о перераспределении изъятого муниципального имущества по своему усмотрению, о чем издаются приказы по комитету;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, о списании движимого и недвижимого муниципального имущества в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 № 33н “Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", о чем издаются приказы по комитету.

VII. Отчуждение муниципальной собственности
7.1. Под отчуждением муниципальной собственности понимаются купля-
продажа, внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, иные сделки, повлекшие прекращение права муниципальной собственности
 (в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
7.2. Полномочия собственника по отчуждению муниципальной собственности реализуются в следующих формах:
7.2.1. Приватизация муниципального имущества (объектов приватизации).
Под приватизацией муниципального имущества, за исключением приватизации земли и муниципального жилищного фонда, понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования Великий Новгород имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с Перечнем объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации в текущем году (далее именуемым Перечень), утверждаемым решением Новгородской городской Думы.
Объекты муниципальной собственности, не включенные в Перечень, не подлежат приватизации в текущем году, за исключением внесения в Перечень изменений решением Новгородской городской Думы.
В пределах утвержденного Перечня и в соответствии с действующим законодательством КУМИ:
принимает решения и осуществляет приватизацию муниципального имущества;
создает комиссию по приватизации и устанавливает сроки подготовки планов приватизации;
утверждает представляемый комиссией по приватизации план приватизации муниципального имущества, определяющий способ приватизации, сроки и условия продажи, начальную цену объекта;
осуществляет в процессе приватизации преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В случае приватизации посредством преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, сто процентов акций которого находятся в муниципальной собственности, в плане приватизации определяются способ и сроки преобразования, величина уставного капитала открытого акционерного общества, льготы, предоставляемые его работникам, категории (типы) акций открытых акционерных обществ, номинальная стоимость указанных акций, способы и сроки их продажи;
по поручению Мэра города принимает решения о внесении муниципального имущества в качестве вкладов  в уставные капиталы коммерческих и некоммерческих  организаций;
по поручению Мэра города принимает решения о закреплении в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, о чем издаются соответствующие распоряжения;
готовит информационные сообщения о приватизации муниципального имущества;
выступает в процессе приватизации организатором продаж муниципального имущества, в том числе акций открытых акционерных обществ, закрепленных в муниципальной собственности.
В случае признания торгов несостоявшимися Администрация города вправе снизить начальную цену объекта (муниципального имущества).
Оплата приобретаемого покупателем муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку в соответствии с условиями договора купли-продажи, заключаемого между продавцом и покупателем.
Форма платежа и условия предоставления рассрочки определяются планом приватизации или распоряжением  Администрации города.
Денежные средства, полученные от приватизации муниципального имущества, распределяются следующим образом: 92 процента средств поступают в городской бюджет, 8 процентов – в КУМИ.
7.2.2. Отчуждение муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Муниципальные унитарные предприятия невправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно может распоряжаться самостоятельно.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств бюджета. (в  ред.  решения Думы  Великого  Новгорода  от  27.11.2003  № 632)
7.2.3. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы  коммерческих и некоммерческих организаций.
Решения о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы коммерческих и некоммерческих организаций принимает Мэр города, о чем издаются соответствующие распоряжения.
(Пункты 7.2.4. и 7.2.5 исключены Решением Думы от 27.04.02 № 339).
7.2.6. Выкуп арендаторами нежилых помещений.
Предоставление арендаторам исключительного права приобретения в собственность арендуемых нежилых помещений наступает по истечении трех лет аренды и при условии, что арендатором с согласия КУМИ произведены значительные неотделимые улучшения  арендуемых помещений.
Выкуп нежилых помещений арендаторы производят по рыночной стоимости.
Решения о предоставлении арендаторам исключительного права приобретения в собственность арендуемых нежилых помещений принимает Новгородская городская Дума по представлению Мэра города.
Решения о предоставлении рассрочки при оплате стоимости выкупаемых объектов принимает Мэр города, о чем издаются соответствующие распоряжения.
Решения об изъятии из хозяйственного введения или оперативного управления излишнего, неиспользуемого, либо используемого не по назначению муниципального имущества принимает КУМИ, о чем издаются соответствующие приказы по комитету.
КУМИ выступает организатором продаж и заключает договоры купли-продажи муниципального имущества в соответствии с решениями Думы Великого Новгорода (в ред. Решения Думы от 27.04.02 № 339).
_________________