П Р А В И Л А
организации работы мини-рынков на территории Великого Новгорода
1. Общие положения
1.1. Правила организации работы мини-рынков на территории Великого Новгорода (далее именуются - Правила) определяют основные требования к организации работы мини-рынков (далее именуются - рынки), в том числе входящих в структуру многофункциональных торговых комплексов и центров, и распространяются в соответствии с действующим законодательством на юридических лиц различных организационно-правовых форм, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и лиц, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования или бывших в употреблении, сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах.
1.2. Работа рынков помимо настоящих Правил регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ), от 14 мая 1993 г. № 4979-1
"О ветеринарии",
от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции Федерального закона от 10 января 2002 г.), федеральными законами от 30 декабря 2001 г. № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
от 2 января 2000 г.
№ 29-ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов", Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г.
№ 706, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93, утвержденными главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 декабря 1993 г. № 445, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 октября 1998 г.
№ 1222 и от 6 февраля 2002 г. № 81, нормативными правовыми актами органов государственной власти Новгородской области и местного самоуправления Великого Новгорода.

1.3. Под рынком в настоящих Правилах понимается имущественный комплекс временных сооружений, расположенный на специально отведенном Администрацией города земельном участке, предназначенный для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами розничной торговли.
При вводе рынка в эксплуатацию его собственники в порядке, установленном Положением о выдаче патента на право торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению в г.Новгороде, утвержденным решением Новгородской городской Думы от 19.12.96 № 31, получают в комитете по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города патент на осуществление деятельности рынка.
1.4. Под субъектом отношений, возникающих при осуществлении розничной торговли, в настоящих Правилах понимается администрация рынка, физические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, в том числе покупатели, взаимодействующие в ходе деятельности рынка.
1.5. Организация деятельности рынков направлена на решение следующих задач:
создание условий для осуществления юридическими лицами, индивидуаль- ными предпринимателями и гражданами (далее именуются - продавцы) торговой деятельности;
повышение уровня обслуживания покупателей на основе развития материально-технической базы, обеспечивающей внедрение прогрессивной механизации и автоматизации;
соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
1.6. Рынки классифицируются:
1.6.1. По специализации:
универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации продовольственных и непродовольственных товаров;
вещевой рынок - рынок, предназначенный для реализации непродоволь- ственных товаров;
продовольственный рынок - рынок, предназначенный для реализации продовольственных товаров;
сельскохозяйственный рынок - рынок, предназначенный для реализации сельскохозяйственной продукции;
специализированный рынок - рынок, предназначенный для реализации отдельных групп товаров.
Специализация рынков в зависимости от группы реализуемых товаров определяется собственником рынка по согласованию с Администрацией города, а при необходимости - с органами Госсанэпиднадзора и Госветнадзора.
Ассортимент товаров для объектов мелкорозничной торговой сети (павильонов, киосков, палаток, лотков, столов) с учетом расположения их в специализированных торговых зонах для различных товарных групп согласовывается с администрацией рынка и по ее представлению с органами Госсанэпиднадзора, Госветнадзора на предмет соответствия нормативно-правовым актам, перечисленным в пункте 1.2 настоящих Правил.
1.6.2. По видам собственности:
рынок муниципальный;
рынок, находящийся в собственности юридических или физических лиц.

2. Управление рынком
2.1. Организационно-оперативное управление рынком в зависимости от его организационно-правовой формы осуществляет специально уполномоченный орган (далее именуется - администрация рынка), назначаемый:
на муниципальных рынках - Администрацией города;
на иных рынках - их собственниками.
2.2. Администрация рынка обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1.2 настоящих Правил, и регламентом работы рынка, определяющим систему взаимоотношений субъектов рынка, который разрабатывается администрацией рынка в соответствии с уставными документами, настоящими Правилами и согласовывается с Администрацией города.
В регламенте работы рынка указывается:
режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
характеристика предоставляемых продавцам торговых мест, порядок их предоставления, условия и стоимость их аренды;
порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания;
перечень дополнительных услуг;
права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом работы рынка и договором аренды, осуществляется в установленном законом порядке.
2.3. Время работы отдельных торговых объектов (павильонов, киосков, лотков, палаток и т.д.) регламентируется общим режимом работы рынка.
2.4. В случае закрытия рынка в целях проведения плановых санитарно- технических работ администрация рынка предварительно, не менее чем за
7 календарных дней, информирует продавцов, население и Администрацию города, в том числе через средства массовой информации, о причинах и сроках закрытия рынка.

2.5. В случае необходимости закрытия обособленного торгового объекта (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией о причинах и сроках закрытия объекта.
2.6. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и Администрации города доводится незамедлительно.
3. Обязанности администрации рынка
3.1. Администрация рынка обязана:
3.1.1. Организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами;
3.1.2. Содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии террито- рию рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и прочее. Обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории. Проводить санитарный день не менее одного раза в месяц в соответствии с графиком, согласованным с Администрацией города. Выполнять требования Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в Великом Новгороде, утвержденных решением Новгородской городской Думы от 04.05.2000 № 922;
3.1.3. Иметь на территории рынка оборудованное помещение для осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы на договорной основе (кроме вещевых рынков);
3.1.4. Обеспечить обслуживание территории рынка энерго-, водо-, тепло- снабжением, а также предоставлять на платной основе продавцам торгово- технологическое (включая холодильное) оборудование, инвентарь, весоизмеритель- ные приборы, соответствующие техническим требованиям, санитарным нормам и правилам.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь четкие клейма и представляться на поверку в установленные сроки. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается;
3.1.5. Организовывать специальные торговые ряды (столы, лотки) для реализации сельскохозяйственной продукции;
3.1.6. Обеспечить условия для проведения экспертизы продукции животного и растительного происхождения по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев этой продукции;
3.1.7. Отвечать за непринятие необходимых мер по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации охраны территории и сооружений рынка;
3.1.8. Оказывать в ходе проверок содействие представителям контролирую- щих органов;
3.1.9. Иметь книгу отзывов и предложений, оформленную надлежащим образом, и предоставлять ее покупателю по первому требованию;
3.1.10. При оказании услуг рынка применять контрольно-кассовые машины и выдавать кассовые чеки потребителю.
3.2. Обращения граждан по вопросам работы рынка рассматриваются администрацией рынка в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
4. Права администрации рынка
Собственник рынка имеет право определять размер арендной платы за торговый объект и размер платы за дополнительные услуги, предоставляемые в соответствии с договором.
5. Требования к организации торгового процесса, содержанию
территории и оборудованию рынка

5.1. При организации деятельности рынков на территории Великого Новгорода независимо от их специализации должны соблюдаться требования градостроительных норм и правил, правил пожарной безопасности, Правил распространения наружной рекламы и рекламной информации в Великом Новгороде, а также требований к освещению отдельных объектов и всей территории рынка, к планировке, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию сооружений, использованию оборудования, инвентаря и т.д.
5.2. Территория рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована павильонами, киосками, палатками, лотками (торговыми объектами), отвечающими санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, правилам техники безопасности, установленным для вышеуказанных объектов.
На ограждении рынка размещаются рекламные щиты с указанием реализуемых товаров и предоставляемых услуг.
5.3. Запрещается организация дополнительных торговых мест (в проходах, входных тамбурах и т.п.), помимо утвержденных в проектно-сметной документации.
5.4. При входе на территорию рынка должна быть размещена вывеска с указанием его названия, принадлежности, специализации, режима работы.
В удобном для обозрения месте устанавливаются:

а) указатели торговых зон по специализации ("Продовольственные товары", "Обувь", "Одежда" и т.п.);
б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и обслуживания, административных помещений, пункта выдачи весоизмеритель- ных приборов, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, автостоянки, туалета и других объектов;
в) информационный стенд, где помещаются:
извлечения из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Правил продажи отдельных видов товаров;
настоящие Правила;
перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
перечень документов, которые продавец должен иметь на торговом месте;
сведения о порядке и условиях предоставления торговых мест и услуг на рынке;
сведения о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
номера телефонов администрации рынка, Администрации города, органов Госсанэпиднадзора и Госветнадзора, АНО "Новгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации", управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Новгородской области, управления внутренних дел города.
5.5. На территории рынка в специально отведенных местах должны размещаться:
контрольные весы и гири для проведения покупателями контрольных взвешиваний приобретенных товаров;
пункт проката и ремонта весов и гирь;
лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, аккредитованная (аттесто- ванная) в установленном порядке (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках);
складское помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров;
предприятия общественного питания и обслуживания;
средства пожаротушения и средства оповещения населения при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций;
туалеты;
водопровод;
мусоросборники.
В зоне торговли должны быть установлены урны, на торговых объектах - индивидуальные средства пожаротушения.
5.6. На прилегающей к рынку территории в специально выделенном месте должна быть организована стоянка для автотранспортных средств.
5.7. На территории рынка запрещается реализация:
огнестрельного, газового и пневматического оружия - винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехниче- ские и иные аналогичные изделия;
холодного оружия - кинжалы, финские ножи и т.п.;
взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ;
наркотиков;
драгоценных металлов и камней, а также изделий из них;
растений, животных и птиц, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством;
снастей, орудий лова, использование которых запрещено действующим законодательством;
шкурок ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя;
грибов соленых и маринованных домашнего приготовления в герметически закрытой таре;
валюты и ценных бумаг (кроме реализации в обменных пунктах, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями Центрального Банка Российской Федерации и других органов, регламентирующих данный вид деятельности);
лекарств, лекарственных растений (кроме реализации в специализированных аптечных киосках, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями органов, регламентирующих данный вид деятельности);
товаров без соответствующих документов, в том числе сертификатов соответствия, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей, лицензий на осуществление розничной торговли отдельными видами товаров в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности";

товаров, для реализации которых на рынке не созданы надлежащие условия, обеспечивающие выполнение требований постановления Правительства Россий- ской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, форм, габаритов, фасонов, расцветки или комплектации";
иных товаров, запрещенных к свободной реализации.
При реализации продуктов животного и растительного происхождения продавец обязан иметь оригинал заключения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы государственного учреждения ветеринарии "Новгородская городская станция по борьбе с болезнями животных".
Живые животные, птицы, аквариумные рыбки, декоративные растения, семена, рассада продаются на специально отведенной территории рынка.
5.8. На территории рынка также запрещается распространение и проведение различных лотерей, размещение игорного бизнеса.
5.9. Продажа с автомашин плодоовощной продукции, картофеля, бахчевых культур, а также сельхозпродукции собственного производства допускается только на специально выделенных на территории рынка площадках.
5.10. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем.
На реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимате- лями товарах должны быть ценники, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
5.11. Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.
5.12. Лица (организации), желающие получить торговые места на рынке, обязаны предъявить:
документ о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоении идентифика- ционного номера налогоплательщика;
свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
документ, подтверждающий оплату торгового места;
документ, удостоверяющий личность продавца (паспорт или иной документ).
Лица, осуществляющие торговлю непродовольственными товарами, ранее приобретенными для личного пользования (или бывшими в употреблении), сельхозпродукцией, выращенной в личных подсобных хозяйствах, освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов, кроме документов, удосто- веряющих личность продавца, а при торговле непродовольственными товарами - и подтверждающих оплату торгового места.
5.13. При реализации товаров промышленного производства, в том числе импортных, продавец должен иметь:
накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе сертификат соответствия;
информацию о товарах (на русском языке) в соответствии с действующими нормативными актами.
Лица, реализующие непродовольственные товары промышленного произ- водства, ранее приобретенные для личного пользования (или бывшие в употреблении), освобождаются от представления вышеперечисленных документов.
При продаже непродовольственных товаров продавец (предприниматель) обязан выдавать покупателю товарный чек, подтверждающий факт приобретения товара и являющийся основанием для предъявления претензий в случае продажи некачественного товара.
5.14. Продавцы, осуществляющие торговую деятельность на рынке, обязаны иметь паспорт или заменяющий его документ, а при реализации пищевых продуктов - и личную медицинскую книжку установленного образца.
Продавец, уполномоченный юридическим лицом или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридиче- ского лица (арендатором торгового места), осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявить документ (приказ о приеме на работу, трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
5.15. Администрация рынка обязана довести до сведения продавца - арендатора торгового места содержание настоящих Правил и регламента работы рынка.
5.16. Документы, перечисленные в пунктах 5.13, 5.14 настоящих Правил, хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию контролирующих органов.
5.17. Юридические и физические лица, торгующие на рынке, должны в удобном для обозрения месте установить табличку с указанием:
наименования организации, ее юридического адреса - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества и номера свидетельства о предпринимательской деятельности - для физического лица;
идентификационного номера налогоплательщика;
режима работы торговой точки.
5.18. Предоставление продавцам торговых мест осуществляется на основа- нии договоров аренды.
5.19. Передача торгового места третьему лицу запрещается.
5.20. Предоставление торговых мест лицам, реализующим сельскохозяй- ственную продукцию, производится в день торговли без оплаты за место.
5.21. Вход на территорию рынка - бесплатный.

6. Контроль за работой рынков
6.1. Администрацией рынка ведутся:
контрольный журнал установленной формы, в который всеми контроли- рующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении проверок и их результатах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа
2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

санитарный журнал установленной формы, в который органами Госсанэпиднадзора вносятся записи о проведении проверок и их результатах.
6.2. Контролирующие органы при невыполнении администрацией рынка их предписаний направляют соответствующие представления в Администрацию города.
6.3. Администрация города на основании представлений контролирующих органов и в соответствии с действующим законодательством принимает меры по приостановлению деятельности рынка.
6.4. Контроль за соблюдением и надлежащим исполнением настоящих Правил, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется комитетом по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города и иными контролирующими органами в пределах их компетенции.
6.5. Администрация рынка несет административную ответственность в соответствии со статьей 193-3 Административного кодекса Российской Федерации за несоблюдение настоящих Правил. Протокол об административном правонару- шении по статье 193-3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях составляют специалисты комитета по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города.
______________

Документ подписан и не подлежит изменению